Вскоре после распада СССР в нашу страну хлынули подержанные автобусы из Европы. Обычно это были старые немецкие Mercedes-Benz и MAN: одно время их можно было встретить, наверное, в каждом крупном городе в европейской части России. Однако бывали и исключения. Например, в Туле в конце 1990-х появилось сразу около сотни старых французских автобусов марок Renault и Heuliez. (Как правильно прочитать вторую марку? Не ломайте голову: "Элье"!) Именно эти машины выполняли в городе основной объем пассажирских перевозок в течение нескольких последующих лет.
Ассортимент поступившей из Франции техники оказался весьма богатым: 10 разных модификаций, одиночных и сочлененных, дизельных и дизель-электрических. Про дизель-электрические «гармошки» Renault PER180H, которые могли работать даже от троллейбусной контактной сети, мы уже рассказывали ВОТ ЗДЕСЬ. А сегодня вспомним про еще более необычные автобусы Renault SC10 1979...1981 годов постройки, резко выделявшиеся в потоке своим ретро-дизайном. Создавались они, к слову, в начале 1960-х еще под маркой SAVIEM.
И по времени разработки, и по габаритам Renault/SAVIEM SC10 – полный аналог нашего автобуса ЛиАЗ-677. Но как серьезно отличается их конструкция! Начать с того, что вместо бензинового движка на «французе» стоял дизель MAN с горизонтальным расположением цилиндров. Причем размещался он впереди, но не справа от водителя, а прямо под ним, у левой стенки кузова. Из-за этого водительское кресло заметно возвышалось надо всем остальным салоном. Зато внутри оставалось больше места для пассажиров, а уровень пола был существенно ниже, чем в ЛиАЗе.
Другое необычное решение – односкатная ошиновка заднего ведущего моста, позволившая вдвое сократить размеры задних колесных арок. Нельзя не сказать и про то, что на SC10 стояла пневмоподвеска с функцией kneeling, приопускающей кузов на остановках для облегчения посадки. В то время даже самые новые российские автобусы подобным похвастать еще не могли.
Обшивка кузова у Renault SC10 была выполнена из дюраля, благодаря чему не была подвержена коррозии, а в отделке салона использовалась износостойкая ткань, что делало интерьер более уютным. Но недостатки, конечно, тоже имелись. Частые нарекания вызывала тормозная система – с ней даже был связан произошедший в Тулгоравтотрансе несчастный случай, когда сорвавшаяся со стояночного тормоза «реношка» задавила в гараже рабочего. Да и «максималка» в 55 км/ч оставляла желать лучшего.
В силу почтенного возраста и значительного пробега, именно Renault SC10 начали выбывать из эксплуатации раньше других французских автобусов. Пару машин разобрали на запчасти почти сразу, другие были списаны и утилизированы в период 2003-2006 годов. Но, что интересно, один SAVIEM в Туле работает до сих пор! Правда, не автобус, а грузовик, который привезли из Франции в то же самое время, в конце 1990-х, в качестве тягача для буксировки сломавшихся автобусов в парк. Причем этот грузовик был самым старым из числа всей закупленной тогда в Европе техники: выпущен он аж в 1975 году. Однако благополучно пережил всю сотню французских автобусов и теперь таскает в парк сломанные Тролзы, НЕФАЗы и ЛиАЗы!
Продолжение о том, как эксплуатировали у нас "квадратные" автобусы Heuliez и Renault следующего поколения, приспосабливая к ним отечественные узлы и агрегаты, читайте ЗДЕСЬ.