Найти тему
Driver Pete

The Rolling Stones. 10 любимых песен (#4)

4. Heaven (Mick Jagger / Keith Richards), альбом "Tattoo You" (1981)

В начале я снова прибегну к авто-цитате, с вашего позволения.

Фрагмент из моей рецензии на альбом "Tattoo You".

... меня не перестает восхищать филигранная работа Чарли Воттса в невероятно красивой (может быть самой красивой у RS) песне Heaven; одними дорожками - болеро на малом барабане + медные и хай-хэт (никаких педалей, бочек и прочей тяжёлой артиллерии) Воттс создаёт удивительную, прозрачно-воздушную атмосферу "saving grace".
Божественная работа!
И, конечно же, трепетный фальцет Джаггера здесь идеально вписан в музыкальную ткань. Эталонный пример голоса, как дополнительного инструмента, который не доминирует, не перекрывает, а изящно вплетается кружевным украшением. Кстати, электрические гитарные пассажи здесь тоже исполнил сам Джаггер (одна из первых его гитарных попыток).
-2

Помимо упомянутых мной Джаггера и Воттса, к этой красоте приложил свою руку еще только один человек - Билл Ваймэн.

Для Билла студийная работа над этой песней стала едва ли не последним, по-настоящему творческим актом. Он исполнил свою штатную партию баса и, кроме того, подыграл на гитаре (шаркающий ритм - его рук дело, как я понимаю). В "Heaven" поколдовал Ваймэн и над синтезатором да еще и перкуссию какую-то вписал в ритмическую ткань.

-3

Дорвался, Ваймэн, одним словом. К тому времени он уже откровенно скучал в составе RS и часто с грустью вспоминал времена ранних альбомов с Брайаном Джонсом.

В те незабвенные времена на студийных сессиях Стоунз все кипело и бурлило, каждый старался привнести в песню что-то свое, что-то необычное. Тогда Ваймэн тоже азартно участвовал в мозговых и студийных штурмах юных роллингов. Он экспериментировал с басом или, к примеру, довольно эксцентричным способом добивался правильного саунда от органа (рассказ об этом ждет нас впереди, когда дойду до соответствующей песни).

Но в 70-х все изменилось. Мик и Кит просто приносили в студию песню (иногда вместе, иногда - каждый свою) и объясняли Ваймэну что он должен сыграть на басе. Иной раз ему надоедали придирки и вечное ворчание Кита по поводу его игры, тогда он говорил Ричардсу: "Может ты тогда сам и сыграешь?" и Ричардс записывал бас сам. Все чаще и чаще.

И Ваймэн заскучал. Роль бас-гитариста по вызову его не увлекала. Он стал переключаться на клавиши, а потом и вовсе "ходить налево" из группы. Пока не ушел совсем.

Наверняка, он ушел бы намного раньше, но профессиональная лень басиста и (это, конечно, главное) огромные деньги, которые Билл зарабатывал в Роллинг Стоунз, удерживали его до 1993.

Ну, и хватит, пожалуй, о Ваймэне.

Итак, "Небеса" (или "Рай", или "Блаженство") - плод усилий трех "Камней": Джаггер, Воттс и Ваймэн. Никого со стороны не позвали. Сообразили на троих.

Обошлись и без Ричардса. И этот факт уникален. Попробуйте найти другую песню на альбомах The Rolling Stones, в которой Киф не был бы задействован. Нашли? Отож. Нет таких.

А здесь, на "Небесах" Ричардсом даже не пахнет. Уж точно не запах тела Ричардса волнут Мика в этой песне (см. текст Heaven)).

Этот факт не просто уникальный, это - факт странный и удивительный. Если бы Ричардсу категорически не понравилась песня, то ее в альбом бы не включили. В этом сомневаться не приходиться.

Да, в 70-х все бразды правления перешли к Мику, всеми делами группы заправлял лично Джаггер. Ричардс 70-е провел в наркотическом тумане. Но его право вето всегда оставалось неоспоримым. Когда он говорил "нет", это означало нет. Спорить не имело смысла. Спорить было даже опасно.

А эта песня в альбом вошла. Более того, на альбоме "Tattoo You" Heaven была одной из двух, которая писалась конкретно для этого альбома и не являлась ауттэйком от прежних записей.

Видимо, песня не вызвала эстетического протеста у Ричардса. Просто ему не нашлось в "Раю" места (скорее всего - сам не захотел). Что, впрочем, неудивительно - "Рай" - совсем не его стилистика. Не его это стихия.

Что же касается стилистической характеристики песни "Heaven", то я бы ее обозначил так: мерцающий модерн-госпел под кружевным абажуром электронного эмбиента.

Да-да, именно эмбиент, причем "кружева" такого качества, что великий Брайан Ино мог бы только глаза свои к "Небесам" закатить да руками, от пультовых кнопок натруженными, развести и соединить их в восторженной молитве.

Brian Eno
Brian Eno

"Небеса" - нежное дитя Мика Джаггера, его лучшее дитя, как сонграйтера, если говорить о песнях, в которых авторство принадлежит ему всецело. Таково мое личное мнение.

На "Небесах" он развернулся в экспериментальном раже так самозабвенно, как никогда и нигде себе раньше не позволял. Результатом его разворотов стала самая необычная песня в каталоге Стоунз.

Электронный люрекс, которым эмбиентно прошита музыкальная ткань, самый чувственный фальцет, который Мик когда-либо выдавал на записях (один из лучших его вокалов), в сочетании с элегантнейшим драммингом Воттса (вот уж где к месту пришлась его джазофилия) создают уникальную воздушность, даже стратосферность настроения, которое совершенно не свойственно Роллинг Стоунз.

Вокал Джаггера в этой песне лишен обычной своей "самцовости", Мик поет чувственно и при этом отстраненно. Его пение здесь по-своему идеально, если говорить про голос как музыкальный инструмент. В его голосе - гипноз и экстаз, но без цирка и борделя.

Если уж говорить про "эксперимент", то самым дерзким элементом этого эксперимента (для меня, во всякслуч) стала игра Джаггера на гитаре. Джаггер словно тинейджер, который дождался пока взрослые дядьки за столом набухались и заснули, стащил со стола бутылку недопитого бурбона и жадно присосался к горлышку, наслаждаясь свободой, которая разливается по юному организму с каждым новым глотком. Пацан старается не думать в эту минуту о последствиях, он ловит кайф и будь, что будет.

Джаггеровские упражнения трогательны в своем аккуратном минимализме и являются важной частью полета в "Небеса". Гитарные фразы, как взмахи крыльев, обеспечивают нужную скорость и высоту.

И, кончено же, надо отметить восхитительный микс Боба Клирмаунтена (Bob Clearmountain), тогда еще начинающего звукоинженера. Его влияние здесь безусловно сыграло свою роль. Джаггер в своих экспериментах с наложениями явно опирался на его молодое и продвинутое профессиональное плечо.

Если же говорить об "идейном содержании" песни, то его определить с абсолютной точностью невозможно. То ли это молитва аскетичного монаха-отшельника, обращенная к Небу, то ли брачная песня парящего альбатроса, призывающего подругу.

Да-да, именно такой диапазон "идейного" разброса можно себе позволить, исходя из лирики @Heaven@

"Пахнет тобой
Я благодатью наполнен
Запах твоего тела
я ощущаю восторг
Поцелуи на бегу
Целуемся и убегаем
Благодатью наполнены
Ничто не способно тебе навредить
для тебя нет преград
Благодатью наполненный путь
Ничто, ничто
Ничто, ничто
ничто, ничто
Ничто тебя не остановит
ничто не встанет у тебя на пути"
(весьма вольный перевод - Driver Pete)

Джаггер здесь уподобляется несчастному Ленскому (пока пьяный Ричардс-Онегин спит, позабыв про гитару), воспевая "нечто и туманну даль", а нам предоставляет самим разгадывать его словесный ребус и медитировать. Или просто медитировать, не утруждая себя гаданиями.

Во всяком случае, Мик себя утруждать толкованием лирики не стал. Не припомню, чтобы он где-то объяснял смысл этой песни.

Я вообще не помню, чтобы кто-то из роллингов акцентировал внимание на ней в своих мемуарах и интервью. Роллинги "Небеса" упрямо обходят стороной (Ричардс их вообще не заметил по-моему). Скорее всего, виной тому их необычность.

Лично я, несмотря на несомненную сексуальность этой песни, предпочитаю маркировать ее все-таки как молитву о спасении или гимн небесному блаженству. Такое определение звучит вроде слишком пафосно для Стоунз (так и вижу как Киф кривит кислую рожу и сплевывает мне под ноги желтой от никотина слюной), но музыкально это для меня так. Причем, без экстатичного пафоса. Здесь речь будет правильней вести о нирване и инсайтах.

В этом месте мне вспомнилась одна юмореска, которую я прочел на сайте какого-то английского журнала. Перескажу кратенько, ибо все равно уже напрочь выбился из формата, и чувствую, что сюда добрели сквозь густой текст немногие.

Но те, кто дочитали до этого места, готовы вытерпеть и новую напасть. Готовы же? Вот и славно )

Итак. Вызывает Св. апостол Петр к себе в небесную канцелярию Мика и Кита и объявляет им, по прибытии, что все документы в порядке, он уполномочен Самим ... вручить каждому из них пропуск в райские кущи.

Камни, само собой, начинают протестовать и артачиться типа: "Что за фигня?! Мы темные демоны рока и мрачные сатанические величества!".

Они, как Бобчинский и Добчинский, перебивая друг дружку и отчаянно толкаясь локтями, пересказывают свои непотребства с девками, наркотой, бухлом. Ричардс загибает пальцы, перечисляя свои драки, Мик кичится финансовыми махинациями и рыцарским званием. Время от времени, оба запевают на два голоса то "Симфонию Дьявола", то "Прочь с моего облака", то "Браун Шуга", то "Суку", то ...

Но Св. Петр жестом останавливает весь этот мюзик-хол со слонами и зебрами.

Раскатистым басом апостол нежно отвечает:

- Да, ладно вам, парни. Это все - пустяки же. Наверху решено, что вы - милашки. Люди вас любят, они танцует и радуются под вашу музыку уже почти 100 лет. Детишек столько зачали под нее.

И вообще - не вашего ума дело. Сказано в Рай значит так тому и быть. Пора кончать уже всю эту вашу дискографию. Проходите, не задерживайте очередь.

Добро пожаловать в ансамбль!

По мановению апостольской руки на запястьях строптивцев смыкаются сребро-узорчатые наручники и архангелы конвоируют понуривших головы Мика и Кита в распахнутые Петром Врата ...

... наплывом из эмпирей звучит песня "Рай (Heaven)".

-5

Хороший стилист здесь бы эффектно и закончил.

Но я - стилист так себе, а вот болтун довольно упертый и очень последовательный, в некоторых местах. Сейчас как раз такое место - традиционное "о своем и о себе" ))

-6

Отчетливо и ярко помню тот день, точнее - поздний вечер, когда я впервые услышал "Рай".

Январь 1982. Середина недели. Канун Старого Нового Года. Я недавно пришел на дембель - живой и невредимый. Мне 20 полных лет.

После тяжелого рабочего дня я шагаю в знаменитый диско-бар "Рубин", где меня уже ждут.

На подходе к заведению вдруг слышу именно эту волшебную мелодию, льющуюся из распахнутого окна на втором этаже диско-бара. Это Диск-Жокей Майкл (незабвенный Михаил Кордюков), во отсутствии широкой публики, ставит "свежачок для своих".

Я поднимаю глаза и вижу зимнее питерское небо, худосочные, но теплые звездочки на нем ... все у меня впереди, все будет здорово - любовь, приключения, музыка и блаженство.

Я даже не понял, что это играют Роллинг Стоунз. Не узнал. Впрочем, не так важно это было.

Важно было то, что я тогда почувствовал. Только это.

И все у меня было.

А в качестве финального бонуса для самых терпеливых я предлагаю интересный кавер на Heaven от культового датского электронщика Каспера Бьорка (Kasper Bjørke). По-моему неплохо у него получилось.

Driver Pete, 13/12/2019

The Rolling Stones. 10 любимых песен (#5)
The Rolling Stones. 10 любимых песен (№6)
The Rolling Stones. 10 любимых песен (#7)
The Rolling Stones. 10 любимых песен (10 - 8)