Как правило, боевое оружие предельно функционально. Исключением, но, скорее, подтверждающим правило, может служить оружие Индии, да и то, преимущественно ранних периодов, на формы и конструкцию которого сильно влияла религиозно-мифологическая составляющая индийской культуры вообще и военной культуры в частности, да, пожалуй, некоторые образцы африканского оружия и оружия Юго-Восточной Азии (но применялось ли это оружие в бою - большой вопрос). Европейское же оружие достаточно давно формировалось в духе философии рационализма, стремясь к предельной функциональности и, соответственно, эффективности. Поэтому образцы, которые очевидно выбиваются из европейского рационального стиля, чаще всего не предназначались для боя, вне зависимости - на войне или в поединке на улице. К таким образцам можно отнести и итальянскую чинкуэду, которая сразу бросается в глаза необычной формы клинком, чрезвычайно широким у рукояти и резко сужающимся к острию с характерной раздоловкой и рукоятью необычной формы с выступами посередине и гардой с резко опущенными вниз концами.
Об этом необычном оружии, несмотря на огромное количество статей, фактически написано не так уж и много. Вся информация, которая "пережевывается" авторами публикаций, взята, как правило, из двух исследований Э. Окшотта. Более поздние исследования смогли только уточнить, что "чинкуэда" (пять пальцев) это термин итальянский, а знаменитый "воловий язык" это термин, которым наградили оружие немцы. И если внимательно прочитать Э. Окшотта, то в сухом остатке получится следующее:
1) Это оружие, которое "всегда причисляли к кинжалам, но которое обладает многими признаками меча, настолько выделяется, что его следует рассматривать отдельно".
2) До 1460 или 1470 годов о нем, скорее всего, не знали, и "нет ни одного образца, о котором было бы точно известно, что он сделан до 1520 года, и все они изготовлены исключительно в Италии" (следует добавить, что во второй половине XVI века о чинкуэде уже забыли - ООК).
3) Размеры чинкуэд колебались от очень маленьких (с клинками около 15 см), до довольно больших, с клинками, вполне подходящими для меча, "но по большей части это очень массивный предмет, с огромным клинком 15–20 дюймов (38 - 51 см -ООК) длиной и 3½—4 дюйма (9 - 10 см - ООК) шириной у рукояти".
4) "Клинки большинства настоящих чинкуэд тщательно воронили, протравливали и покрывали позолотой".
Но самое главное, это вывод, который сделал Э. Окшотт о чинкуэде:
1) "Чинкуэда это особое оружие. Это не меч, но и не кинжал, оружие, выполняющее декоративную функцию, а применив современное идиоматическое выражение, можно сказать, что это символ статуса, который нес паж перед своим хозяином на красивой подушке".
2) "Пока не появятся документальные свидетельства, невозможно будет сказать наверняка, какой выверт моды породил это короткоживущее оружие в конце XV в.; оно совершенно не соответствует основному потоку развития средневекового оружия и не оставило следа ни в одном из последующих течений. Неизбежно напрашивается вывод, что реальную возможность его появления следует искать в возрождении интереса к классической культуре".
С Э. Окшоттом нельзя не согласиться: ни форма клинка, ни форма рукояти не являются рациональными, само оружие допускает укол, но рубящий удар им вряд ли будет эффективен, да и тонкий хвостовик (его видно на илл. 1) не производит впечатления надежного. Следует добавить, что случаев применения чинкуэд в бою (в поединке) найти не удалось, рассказы о ее удобности для хождений по "темным переулкам" Италии, не более чем современные додумывания. От богато отделанных и нерациональных "настоящих чинкуэд" разительно отличаются чинкуэды с длинными мечевыми клинками. Настолько, что все тот же Э. Окшотт заявил, что это не чинкуэды, а мечи с рукоятями чинкуэд, относя их, судя по всему к мечам подтипа ХХа (хотя и допускал, что и чинкуэду можно отнести к этому типу). Следует отметить, что это оружие смотрится более рациональным как по геометрии клинка и долов, так и по рукояти. Таким образом, даже сегодня чинкуэда остается непонятным оружием, которое, скорее всего, не имело никакого боевого значения (за исключением мечей-чинкуэд), представляя собой "символ статуса, который нес паж перед своим хозяином на красивой подушке" (Э. Окшотт).
О йеменских джамбиях и как отличить сувенир от настоящего кинжала вы можете прочитать здесь.
Об оружии конокрадов, грузинском колющем кинжале, вы можете прочитать здесь.
О грузинской "сабле в юбке" вы можете прочитать здесь.
Публикации об уникальных образцах оружия и уникальных оружейных коллекциях будут продолжены. Читайте, подписывайтесь, обсуждайте, ставьте лайки, делитесь с друзьями, предлагайте темы. Это поможет развитию канала!