Найти в Дзене
Aleksandr Gaponenko

НАКАЗАНИЕ НЕМЕЦКИХ НАЦИСТСКИХ ЭЛИТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

    Представители Объединенных наций выявили в составе побежденной немецкой нации тех членов элит, которые были ответственны за установление и поддержание нацистского режима, развязывание войны и совершение военных преступлений, преследование и уничтожение гражданского населения, определяли меру их ответственности за совершенные деяния и осуществили наказание. Работа эта проводилась в рамках Международного военного трибунала, Союзнических контрольных советов и национальных судов стран победительниц. Союзники также ликвидировали инструменты власти нацисткой элиты.

           Наказание немецкой нацистской элиты: МВТ
  Центральным инструментом наказания немецких нацистских элит стал Международный во¬енный три¬бу¬на¬л(МВТ), который проходил в ноябре 1945 г. -октябре 1946 г. в Нюрн¬бер¬ге. 
  Институт МВТ в августе 1945 г утвердили на Лондонской конференции представители правительств СССР, США, Великобритании и Франции. Ими был также утвержден Устав МВТ.  Трибунал должен был осуществлять судебное преследование и наказание главных немецких нацистских преступников. 
  МВТ выдвинул обвинение против 24 человек из числа высшего политического, партийного, военного, экономического и идеологического руководства Германии. Они обвинялись в следующих преступлениях:
1.Действиях в рамках нацистской партии по организации агрессии против других государств.
2.Преступлениях, совершенных против мира посредством участия в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн. 
3.Военных преступлениях. которые выражались в убийствах и жестоком обращении с гражданским населением на оккупированных территориях, уводе гражданского населения в рабство, убийстве и жестоком обращении с военнопленными и военнослужащими стран противников, бесцельном разрушении населенных пунктов, опустошениях, не оправданных военной необходимостью, германизации оккупированного населения.
4.Преступлениях против человечества посредством проведения политики преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства, отправки людей в тюрьмы без судебного процесса, унижения, порабощения, воздействия пытками и убийствами. 
  МВТ признал руководителей партии и страны в составлении планов, организации и ведении агрессивной войны против других народов, в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, убийстве военнопленных и жестоком обращении с ними, убийстве гражданского населения и жестком обращении с ним, разграблении общественной и частной собственности, проведения политики рабского труда, преследовании евреев. 
МВТ признал преступными нацистские карательные организации - СС, СД и гестапо. 
Практически все обвиняемые были признаны виновными и приговорены кто к смертной казни, кто к длительным срокам тюремного заключения, кто к ограничениям в политических правах. Преступники понесли определенное МВТ наказание.
   В составе НСДАП МВТ признал преступниками фюрера, рейхслейтеров, гаулейтеров и сотрудников их аппарата, крейслейтеров и сотрудников их аппарата, ортсгруппенлейтеров, целленлейтеров и блоклейтеров. Это была группа общей численностью, по меньшей мере, в 600 000 человек. 
Сама НСДАП преступной организацией признана не была. Это решение суда позволяло снять ответственности с рядовых членов национал-социалистической партии, насчитывавшей более 8 млн. человек. 
 Вместе с тем, МВТ признал преступной национал-социалистическую идеологию. 
  Выходило, что нацистская идеология существовала отдельно от ее носителей, как профессиональных идеологов, так и рядовых членов партии. Выходило также, что за совершенные немецкой нацией преступления не несли ответственность лица, работавшие в институтах, которые распространяли нацистскую идеологию: школах, университетах, учреждениях культуры, в СМИ. Между тем, нацистская идеология не могла существовать как бесплотный дух, сама по себе, ее носителями, естественно, были люди. 
  На Нюрнбергском процессе не были признаны преступными также нацистский кабинет министров, Генеральный штаб и Верховное командование вермахта. Это означало, что преступления совершали отдельные лица в каждой из этих организаций, а не коллективы людей, объединенные в политические институты вроде армии, флота, авиации и т.д. Такого в развитом в социальном отношении обществе быть не могло. Решение МВТ свидетельствовало о том, что из-под судебного наказания выводили многочисленную политическую, экономическую и военную нацистскую элиту, поддерживавшую высших руководителей этих организаций, которые были осуждены.
   Советские представители в МВТ выступали против этого решения, но не смогли его провести. Очевидно, что англичане и американцы оберегали нацистскую элиту от наказания исходя из своих интересов. Как потом выяснилось, они готовились к возможной войне с СССР.
  В Нюрнберге рассматривали ответственность и наказывали только немецких нацистов. Нацисты и фашисты из других стран не подвергались судебному преследованию со стороны Объединенных наций. Союзники договорились, что они будут отданы в ведение судов по в соответствующих зонах оккупации.  
  В целом МВТ в Нюрнберге не определил, что фашизм и его разновидность нацизм - это форма воспроизводства буржуазной нации, основанная на делении людей на высшие и низшие этносы, социальном подавлении, ограблении, экономическом порабощении «высшими» этносами «низших» этносов, физическом уничтожении тех, кто оказывает сопротивление или просто оказ0ывается в числе «лишних» с точки зрения наличных ресурсов существования. Такая трактовка позволила бы привлечь к ответственности членов нацистских военных, политических, экономических и интеллектуальных элит.
Задачи, которые не были решены МВТ встали перед Союзными контрольными советами по Германии и по Австрии. 

              Наказание немецкой нацисткой элиты: СКС
 Це¬ли Союзнических контрольных советов (СКС) бы¬ли из¬ло¬же¬ны в до¬ку¬мен¬те «По¬ли¬ти¬че¬ские и эко¬но¬ми¬че¬ские прин¬ци¬пы, ко¬то¬ры¬ми не¬об¬хо¬ди¬мо ру¬ко¬вод¬ство-вать¬ся при об¬ра¬ще¬нии с Гер¬ма¬ни¬ей в на¬чаль¬ный кон¬троль¬ный пе¬ри¬од». Они были одоб¬рен¬ы в июле –августе 1945 г. ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля¬ми союзных дер¬жав на Пот¬сдам¬ской кон¬фе¬рен¬ции и касались Германии и Австрии.
  Пра¬во¬вая ос¬но¬ва политики наказания нацистских элит была за¬ло¬же¬на по¬ста¬нов-ле¬ния¬ми № 1 от 20.9.1945 и № 2 от 10.10.1945 Со¬юз¬ни¬че¬ско¬го Кон¬троль¬но¬го со¬ве¬та в Гер¬ма¬нии.  
  Первые два закона СКС касались отмены национал-социалистического права и роспуска и ликвидации национал-социалистических организаций. Ли¬к¬ви¬дации подлежали НСДАП, её фи¬лиа¬лы и под¬кон¬троль¬ные ей ор¬га¬ни¬за¬ции; рас-пускались все на¬ци¬ст¬ские уч¬ре¬ж¬де¬ния и пре¬дот¬вра¬щалось их воз¬ро¬ж¬де¬ние в ка-кой бы то ни бы¬ло фор¬ме; пре¬се¬калась вся¬кая на¬ци¬ст¬ская дея¬тель¬но¬сть и про¬па-ган¬да; на¬ци¬ст¬ские док¬трины исключались из сис¬те¬мы народного об¬ра¬зо¬ва¬ния.
Все меры по ликвидации нацистских институтов властвования, а также устранение нацистов со всех общественно значимых постов, в обществоведческой литературе обычно обозначают, как денацификацию . 
  СКС занимались установлением временных границ оккупационных зон, легитимацией депортации и переселения населения, вопросами демилитаризации экономики Германии. Как и репарации, экономическая демилитаризация, заключавшаяся в демонтаже и вывозе промышленного оборудования, проводилась каждой из оккупационных властей в автономном режиме.
  Директива N 24 СКС устанавливала единую политику денацификации во всех оккупационных зонах. Все члены НСДАП заполняли пространную анкету, которая позволяла классифицировать деятельность людей в нацистской Германии. 
 В развитие этих постановлений СКС принял директива № 38 от 2 октября 1946 года «Арест и наказание военных преступников, нацистов и милитаристов; интернирование, контроль и надзор за потенциально опасными немцами».
  На основании этой директивы в каждой немецкой земле создавалось министерство политического освобождения, в городах и округах судебные трибуналы и апелляционные трибуналы для пересмотра их решений. При трибуналах назначались прокуроры.
 Трибуналы рассматривали анкеты, которые заполняли все немцы. На основании этих анкет прокурором принимались решение о причислении лиц к одной из пяти категорий: 1 – главные виновные, 2 – виновные, 3 – незначительно виновные, 4 – попутчики и 5 – невиновные. 
  Группа виновных делилась на три подгруппы: активисты, милитаристы и те, кто извлекал пользу. Польза определялась по следующим признакам: 1 – тот, кто из своего политического положения, политических связей извлекал для себя или для других личные или хозяйственные корыстные преимущества; 2 – тот, кто занимал должность или продвигался по службе исключительно благодаря членству в партии; 3 – тот, кто за счет политических, религиозных или расистских преследований получал значительные преимущества, особенно в связи с отчуждением имущества преследуемых, принудительными распродажами и тому подобными мероприятиями; 4 – тот, кто в промышленности вооружений имел доходы, величина которых находилась в резкой диспропорции с его трудовым вкладом; 5 – тот, кто несправедливо обогатился в связи с управлением захваченными областями; 6 – тот, кто использовал свое членство в партии, личные или партийные связи для уклонения от военной службы или отправки на фронт.
  Категория сочувствующих делилась на подгруппы: 1 – тот, кто участвовал в движении национал-социализма чисто формально или поддерживал его незначительно и не проявил себя как милитарист; 2 – тот, кто, будучи членом партии, ограничивался уплатой членских взносов, принимал участие в собраниях, присутствие на которых являлось для всех членов обязательным, или выполнял незначительные или чисто деловые обязанности, предписываемые всем членам партии.
Причисление к определенной категории влекло различные наказания.   
  Например, для виновных, в том числе для тех, кто извлекал пользу: а) рабочий лагерь до 5 лет, или привлечение к общественным работам, б) дополнительно полная или частичная конфискация имущества, особенно ценного, за исключением предметов повседневного употребления; в) в отдельных случаях лишение избирательного права или запрет на занятие определенных должностей сроком не менее 5 лет. 
  Для попутчиков наказание определялось: а) разовый взнос или регулярная выплата определенной денежной суммы в фонд компенсации нанесенного ущерба (минимум 50, максимум 2000 рейхсмарок); б) в случае отказа от платы денежный штраф заменялся принудительным трудом в течение не более 30 рабочих дней; в) предусматривалось дополнительное наказание для государственных служащих: судебный трибунал мог предложить понижение в должности или отправку на пенсию. 
  Решения трибуналов выносились лишь на основании директивы N 38 и не связывались с предыдущими заключениями других органов, например, командования оккупационными войсками. Оговаривалась возможность подачи апелляций в созданные в рамках этой директивы кассационные палаты.
  Базисом для получения свидетельства о прохождении денацификации, а также возможного предъявления обвинения и его запуска в делопроизводство, служила, как отмечалось выше, обширная анкета, которая требовала от заполняющего подробнейших сведений о личной, производственной и политической жизни. Чтобы пресечь попытку уклонения от анкетирования, прибегли к самому эффективному в послевоенное время средству: продуктовая карточка выдавалась лишь по предъявлении квитанции, подтверждающей сдачу анкеты в ратушу. Также и проживание в населенном пункте и трудоустройство в учреждение или на частное предприятие требовали наличия упомянутой квитанции.
В случае нелегального проживания серьезным санкциям подвергался сдатчик квартиры. Специально оговаривались наказания тюремным заключением или денежным штрафом за ложные данные в анкете и уклонение от регистрации.
СКС фактически организовали преследование руководящих членов НСДАП, а также тех, кто распространял нацистскую идеологию.
Рассмотрим, как проходило наказание преступников в Советской и Западной зонах оккупации.

Наказание нацистских элит в советской зоне оккупации и в СССР
  Специальными органами военной администрации 1945-1946 гг. в советской зоне оккупации, на основании проверок анкет было отстранено от работы или не допущено к должности 390 тыс. человек .
  До начала 1947 г. мероприятия по денацификации в Германии проводились созданными на основании постановления СКС № 10 от 20.12.1945 специальными ко¬ми¬те¬та¬ми, которые подчинялись оккупационной администрации. 
 Постановлением СКС № 38 от 12.10.1946 был установлен единый порядок про-ведения денацификации во всех зонах оккупации. Он был нацелен на выявление и наказание нацистских преступников. 
По состоянию на 8 мая 1945 г. в Третьем рейхе было 8 млн. членов НСДАП, и работа предстояла масштабная.
 Начиная с 1947, после создания в Германии земельных правительств, проведение денацификации было частично передано в их компетенцию, а после образования ФРГ и ГДР – целиком в ведение немецкой cтороны.
   Приказом начальника Советской военной администрации в Германии от 16.8.1947 г. номинальные участники деятельности нацистской партии были освобождены от преследования, а приказом от 26.2.1948 г. мероприятия по денацификации объявлены завершёнными. 
 В дальнейшем оккупационные власти, а затем власти ФРГ и ГДР осуществляли преследование лишь лиц, относимых к 1-й и 2-й категориям, но и они в большинстве своём в итоге были амнистированы. 
В ГДР за¬ко¬ном от 2.10.1952 г. все бывшие члены НСДАП (за исключением военных преступников) были уравнены в правах с остальными гражданами республики.
В советской зоне СКС и военная администрация действовали менее бюрократически, чем в западной. Значительно снисходительней относились к рядовым членам партии, которые сразу же после окончания войны получили принципиальную возможность интеграции в новое общество. 
Последовательно очищались органы управления, юстиции, средняя и высшая школы, откуда уволили в 1945-48 гг. примерно полмиллиона бывших членов нацистской партии – 80 % всех судей и половину учителей. Сведение счетов с прошлым, в котором с самого начала принимали участие немцы, нацеливалось на будущее страны без капиталистов и крупных землевладельцев-юнкеров, с рабочими на руководящих постах. Считается, что денацификация в советской зоне явилась знаком разрыва с нацистским прошлым. В феврале 1948 г. ее официально объявил завершенной.
В советской зоне оккупации к августу 1947 было рассмотрено около 800 тыс. дел, в от¬ношении свыше 500 тыс. чел. были вынесены обвинительные приговоры. 
  Открытые процессы над нацистскими военными преступниками состоялись также в Советском Союзе. Они проводились во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов и изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Этот документ был принят 19 апреля 1943 года.
  Всего в СССР состоялся 21 показательный процесс, на котором был вынесен приговор в отношении 252 военных преступников из Германии, Австрии, Венгрии, Румынии и Японии и нескольких их пособников. Меньшинство приговоренных были казнены в 1943-1946 годах. В 1947 году, после отмены в стране смертной казни, оставшиеся преступники были приговорены к длительным срокам каторжных работ. 
  После смерти И. Сталина все военные преступники были переданы властям своих стран. Передача преступников проводилась скрытно, поскольку жители СССР подобную амнистию не поддерживали.  
   С 1947 года вместо отдельных открытых, Советский Союз стал массово проводить закрытые судебные процессы над нацистскими преступниками. 
24 ноября 1947 г. вышло распоряжение МВД СССР, Министерства юстиции СССР, Прокуратуры СССР N 739/18/15/311, по которому предписывалось рассматривать дела обвиняемых в совершении военных преступлений на закрытых заседаниях военных трибуналов войск МВД по месту содержания подсудимых, без участия сторон, приглашения свидетелей и приговаривать виновных к заключению сроком на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. 
Причиной решения перейти к закрытым судебным процессам была высокая стоимость открытых процессов и низкая квалификация советского следственного и судебного персонала. 
  Всего за 1943-1952 гг. по Указу 739 были осуждены не менее 81 780 человек, включая 24 069 иностранных военнопленных.
  
 Наказание нацистских элит в западной зоне оккупации Германии
    После завершения МВТ США самостоятельно провели в Нюрнберге еще двенадцать судебных процессов. Это были процессы по преследованию преступников по профессиональной и организационной принадлежности: юристов, врачей, военных, чиновников, сотрудников СС и другие. Они шли на основании прав, которое предоставлял Союзнический контрольный совет. 
 Одним из этих двенадцати процессов был процесс по делу о расовых преступлениях, совершенных нацистами. Подсудимые обвинялись в том, что они похищали «расово ценных» детей для ариизации, принуждали неарийских беременных женщин к абортам, депортировали население с его исконных земель проживания в оккупированных странах и переселяли на эти земли этнических немцев, отправляли в концлагеря тех, кто вступал в «межрасовые» сексуальные отношения и участвовали в преследовании евреев. 
  Всего перед судьями в этих 12-ти процессах предстало 185 обвиняемых, из которых 142 признаны виновными, 24 подсудимых было приговорено к смертной казни (помилованы 11, казнены 13), 20 — к пожизненному заключению, 98 — к различным срокам тюремного заключения, 35 — оправданы. Остальным 8 обвиняемым приговоры не были вынесены по разным причинам.
В 1951 многие осуждённые на этих процессах попали под полную амнистию, либо их сроки наказания были существенно сокращены.
  Специальными органами военной администрации 1945-1946 гг. в американской зоне оккупации были рассмотрены 1,6 млн. анкет. В результате этого было отстранено от работы или не допущено к должности 375 тысяч человек, что составляло 40% всех государственных служащих.  В британской зоне оккупации было рассмотрено 870 тыс. анкет, и около 200 тыс. немцев было отстранено от работы или не допущено к должности. Во французской зоне оккупации различного рода репрессиям подверглось около 195 тыс. человек .
  Все¬го в западных зонах оккупации Германии до февраля 1950 проверке в рамках мероприятий по денацификации подверглись 6,0 млн. немцев. Из них к 1-й категории были отнесены около 2 тыс. чел., 2-й – около 23 тыс., 3-й – около 150 тыс., 4-й – около 1,0 млн. человек. Невиновными были признаны 3,9 млн. чел., их дела были закрыты. 
  С конца 1947 оккупационные власти союзных держав пошли на значительное смягчение политики денацификации. Американская военная администрация объявила амнистию молодым и социально незащищённым бывшим национал-социалистам (2,8 млн. чел.). 
 Глава французской военной администрации своими распоряжениями от 17.11.1947 и 13.8.1948 освободил от уголовного преследования всех номинальных членов НСДАП. 
 Во всех землях ФРГ в 1949–54 гг. были приняты законы, ограничивавшие мероприятия по денацификации, а 11.5.1951 издан закон, по которому все чиновники, уволенные со службы в ходе денацификации, могли претендовать на восстановленние в должностях. 
В конце мая 1948 г. союзники трех западных зон прекратили контроль над денацификацией и передали ее полностью в руки немцев .
  ФРГ статьей 131 Конституции подвела черту под денацификацией, и в дальнейшем на общественную жизнь страны стал заметным образом влиять комплекс мероприятий, названный словом «перевоспитание». Новая элита не намеревалась ограничиться такими защитными мерами, как осуждение главных военных преступников и наказание крупных и мелких нацистов, а ставила целью искоренение духа нацизма и демократизацию общество.
    10.1.5.Наказание немецких нацистских элит в оккупированной Австрии         Рассмотрим отдельно наказание немецких нацистских элит в Австрии, которая была отделена Союзниками от Германии и разбита на четыре оккупационные зоны. В Австрии действовал самостоятельный Союзнический контрольный совет.  
 Во время войны в немецкой армии служило 1,2 млн. австрийцев, большое их число служило в СС и в администрации концентрационных лагерей. На предмет совершения военных преступлений было проверено 130 тыс. австрийцев, из которых 23 тыс. было отдано под суд, 13,6 тыс. осуждено, из них 43 приговорены к смерти и в отношении 30 смертная казнь была приведена в исполнение.     
В Австрии мероприятия по денацификации проводились на основании закона о запрете НСДАП от 8.5.1945 г. и были прекращены в соответствии с законом об амнистии от 14.3.1957 г. 
  При регистрации после 1945 г. было установлено число австрийцев, являвшихся членами НСДАП, СС и других преступных организаций. Регистрацией было охвачено 537 632 человека, из них 41 916 были предъявлены тяжелые обвинения .  
Около 70 тыс. австрийцев было уволено с гражданской службы. 
  По решению Союзников с осени 1946 г. процесс преследования преступников и денационализация была передана в руки австрийских властей. 
Денационализации было полностью подвергнута сфера образования: уволили 2943 учителя начальной школы, 477 учителей средней школы, 27 университетских профессора. 
  В 1947 г. австрийские власти приняли закон, который разделил осужденных ранее нацистов на виновных сильнее и слабее. 500 тыс. «слабо» виновных было амнистировано в следующем году и их политические права восстановлены. 42 тыс. «более» виновных были амнистированы в 1956 году. На этом тема денацификация была закрыта в стране навсегда .
Представители Объединенных наций выявили в составе побежденной немецкой нации тех членов элит, которые были ответственны за установление и поддержание нацистского режима, развязывание войны и совершение военных преступлений, преследование и уничтожение гражданского населения, определяли меру их ответственности за совершенные деяния и осуществили наказание. Работа эта проводилась в рамках Международного военного трибунала, Союзнических контрольных советов и национальных судов стран победительниц. Союзники также ликвидировали инструменты власти нацисткой элиты. Наказание немецкой нацистской элиты: МВТ Центральным инструментом наказания немецких нацистских элит стал Международный во¬енный три¬бу¬на¬л(МВТ), который проходил в ноябре 1945 г. -октябре 1946 г. в Нюрн¬бер¬ге. Институт МВТ в августе 1945 г утвердили на Лондонской конференции представители правительств СССР, США, Великобритании и Франции. Ими был также утвержден Устав МВТ. Трибунал должен был осуществлять судебное преследование и наказание главных немецких нацистских преступников. МВТ выдвинул обвинение против 24 человек из числа высшего политического, партийного, военного, экономического и идеологического руководства Германии. Они обвинялись в следующих преступлениях: 1.Действиях в рамках нацистской партии по организации агрессии против других государств. 2.Преступлениях, совершенных против мира посредством участия в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн. 3.Военных преступлениях. которые выражались в убийствах и жестоком обращении с гражданским населением на оккупированных территориях, уводе гражданского населения в рабство, убийстве и жестоком обращении с военнопленными и военнослужащими стран противников, бесцельном разрушении населенных пунктов, опустошениях, не оправданных военной необходимостью, германизации оккупированного населения. 4.Преступлениях против человечества посредством проведения политики преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства, отправки людей в тюрьмы без судебного процесса, унижения, порабощения, воздействия пытками и убийствами. МВТ признал руководителей партии и страны в составлении планов, организации и ведении агрессивной войны против других народов, в совершении военных преступлений и преступлений против человечности, убийстве военнопленных и жестоком обращении с ними, убийстве гражданского населения и жестком обращении с ним, разграблении общественной и частной собственности, проведения политики рабского труда, преследовании евреев. МВТ признал преступными нацистские карательные организации - СС, СД и гестапо. Практически все обвиняемые были признаны виновными и приговорены кто к смертной казни, кто к длительным срокам тюремного заключения, кто к ограничениям в политических правах. Преступники понесли определенное МВТ наказание. В составе НСДАП МВТ признал преступниками фюрера, рейхслейтеров, гаулейтеров и сотрудников их аппарата, крейслейтеров и сотрудников их аппарата, ортсгруппенлейтеров, целленлейтеров и блоклейтеров. Это была группа общей численностью, по меньшей мере, в 600 000 человек. Сама НСДАП преступной организацией признана не была. Это решение суда позволяло снять ответственности с рядовых членов национал-социалистической партии, насчитывавшей более 8 млн. человек. Вместе с тем, МВТ признал преступной национал-социалистическую идеологию. Выходило, что нацистская идеология существовала отдельно от ее носителей, как профессиональных идеологов, так и рядовых членов партии. Выходило также, что за совершенные немецкой нацией преступления не несли ответственность лица, работавшие в институтах, которые распространяли нацистскую идеологию: школах, университетах, учреждениях культуры, в СМИ. Между тем, нацистская идеология не могла существовать как бесплотный дух, сама по себе, ее носителями, естественно, были люди. На Нюрнбергском процессе не были признаны преступными также нацистский кабинет министров, Генеральный штаб и Верховное командование вермахта. Это означало, что преступления совершали отдельные лица в каждой из этих организаций, а не коллективы людей, объединенные в политические институты вроде армии, флота, авиации и т.д. Такого в развитом в социальном отношении обществе быть не могло. Решение МВТ свидетельствовало о том, что из-под судебного наказания выводили многочисленную политическую, экономическую и военную нацистскую элиту, поддерживавшую высших руководителей этих организаций, которые были осуждены. Советские представители в МВТ выступали против этого решения, но не смогли его провести. Очевидно, что англичане и американцы оберегали нацистскую элиту от наказания исходя из своих интересов. Как потом выяснилось, они готовились к возможной войне с СССР. В Нюрнберге рассматривали ответственность и наказывали только немецких нацистов. Нацисты и фашисты из других стран не подвергались судебному преследованию со стороны Объединенных наций. Союзники договорились, что они будут отданы в ведение судов по в соответствующих зонах оккупации. В целом МВТ в Нюрнберге не определил, что фашизм и его разновидность нацизм - это форма воспроизводства буржуазной нации, основанная на делении людей на высшие и низшие этносы, социальном подавлении, ограблении, экономическом порабощении «высшими» этносами «низших» этносов, физическом уничтожении тех, кто оказывает сопротивление или просто оказ0ывается в числе «лишних» с точки зрения наличных ресурсов существования. Такая трактовка позволила бы привлечь к ответственности членов нацистских военных, политических, экономических и интеллектуальных элит. Задачи, которые не были решены МВТ встали перед Союзными контрольными советами по Германии и по Австрии. Наказание немецкой нацисткой элиты: СКС Це¬ли Союзнических контрольных советов (СКС) бы¬ли из¬ло¬же¬ны в до¬ку¬мен¬те «По¬ли¬ти¬че¬ские и эко¬но¬ми¬че¬ские прин¬ци¬пы, ко¬то¬ры¬ми не¬об¬хо¬ди¬мо ру¬ко¬вод¬ство-вать¬ся при об¬ра¬ще¬нии с Гер¬ма¬ни¬ей в на¬чаль¬ный кон¬троль¬ный пе¬ри¬од». Они были одоб¬рен¬ы в июле –августе 1945 г. ру¬ко¬во¬ди¬те¬ля¬ми союзных дер¬жав на Пот¬сдам¬ской кон¬фе¬рен¬ции и касались Германии и Австрии. Пра¬во¬вая ос¬но¬ва политики наказания нацистских элит была за¬ло¬же¬на по¬ста¬нов-ле¬ния¬ми № 1 от 20.9.1945 и № 2 от 10.10.1945 Со¬юз¬ни¬че¬ско¬го Кон¬троль¬но¬го со¬ве¬та в Гер¬ма¬нии. Первые два закона СКС касались отмены национал-социалистического права и роспуска и ликвидации национал-социалистических организаций. Ли¬к¬ви¬дации подлежали НСДАП, её фи¬лиа¬лы и под¬кон¬троль¬ные ей ор¬га¬ни¬за¬ции; рас-пускались все на¬ци¬ст¬ские уч¬ре¬ж¬де¬ния и пре¬дот¬вра¬щалось их воз¬ро¬ж¬де¬ние в ка-кой бы то ни бы¬ло фор¬ме; пре¬се¬калась вся¬кая на¬ци¬ст¬ская дея¬тель¬но¬сть и про¬па-ган¬да; на¬ци¬ст¬ские док¬трины исключались из сис¬те¬мы народного об¬ра¬зо¬ва¬ния. Все меры по ликвидации нацистских институтов властвования, а также устранение нацистов со всех общественно значимых постов, в обществоведческой литературе обычно обозначают, как денацификацию . СКС занимались установлением временных границ оккупационных зон, легитимацией депортации и переселения населения, вопросами демилитаризации экономики Германии. Как и репарации, экономическая демилитаризация, заключавшаяся в демонтаже и вывозе промышленного оборудования, проводилась каждой из оккупационных властей в автономном режиме. Директива N 24 СКС устанавливала единую политику денацификации во всех оккупационных зонах. Все члены НСДАП заполняли пространную анкету, которая позволяла классифицировать деятельность людей в нацистской Германии. В развитие этих постановлений СКС принял директива № 38 от 2 октября 1946 года «Арест и наказание военных преступников, нацистов и милитаристов; интернирование, контроль и надзор за потенциально опасными немцами». На основании этой директивы в каждой немецкой земле создавалось министерство политического освобождения, в городах и округах судебные трибуналы и апелляционные трибуналы для пересмотра их решений. При трибуналах назначались прокуроры. Трибуналы рассматривали анкеты, которые заполняли все немцы. На основании этих анкет прокурором принимались решение о причислении лиц к одной из пяти категорий: 1 – главные виновные, 2 – виновные, 3 – незначительно виновные, 4 – попутчики и 5 – невиновные. Группа виновных делилась на три подгруппы: активисты, милитаристы и те, кто извлекал пользу. Польза определялась по следующим признакам: 1 – тот, кто из своего политического положения, политических связей извлекал для себя или для других личные или хозяйственные корыстные преимущества; 2 – тот, кто занимал должность или продвигался по службе исключительно благодаря членству в партии; 3 – тот, кто за счет политических, религиозных или расистских преследований получал значительные преимущества, особенно в связи с отчуждением имущества преследуемых, принудительными распродажами и тому подобными мероприятиями; 4 – тот, кто в промышленности вооружений имел доходы, величина которых находилась в резкой диспропорции с его трудовым вкладом; 5 – тот, кто несправедливо обогатился в связи с управлением захваченными областями; 6 – тот, кто использовал свое членство в партии, личные или партийные связи для уклонения от военной службы или отправки на фронт. Категория сочувствующих делилась на подгруппы: 1 – тот, кто участвовал в движении национал-социализма чисто формально или поддерживал его незначительно и не проявил себя как милитарист; 2 – тот, кто, будучи членом партии, ограничивался уплатой членских взносов, принимал участие в собраниях, присутствие на которых являлось для всех членов обязательным, или выполнял незначительные или чисто деловые обязанности, предписываемые всем членам партии. Причисление к определенной категории влекло различные наказания. Например, для виновных, в том числе для тех, кто извлекал пользу: а) рабочий лагерь до 5 лет, или привлечение к общественным работам, б) дополнительно полная или частичная конфискация имущества, особенно ценного, за исключением предметов повседневного употребления; в) в отдельных случаях лишение избирательного права или запрет на занятие определенных должностей сроком не менее 5 лет. Для попутчиков наказание определялось: а) разовый взнос или регулярная выплата определенной денежной суммы в фонд компенсации нанесенного ущерба (минимум 50, максимум 2000 рейхсмарок); б) в случае отказа от платы денежный штраф заменялся принудительным трудом в течение не более 30 рабочих дней; в) предусматривалось дополнительное наказание для государственных служащих: судебный трибунал мог предложить понижение в должности или отправку на пенсию. Решения трибуналов выносились лишь на основании директивы N 38 и не связывались с предыдущими заключениями других органов, например, командования оккупационными войсками. Оговаривалась возможность подачи апелляций в созданные в рамках этой директивы кассационные палаты. Базисом для получения свидетельства о прохождении денацификации, а также возможного предъявления обвинения и его запуска в делопроизводство, служила, как отмечалось выше, обширная анкета, которая требовала от заполняющего подробнейших сведений о личной, производственной и политической жизни. Чтобы пресечь попытку уклонения от анкетирования, прибегли к самому эффективному в послевоенное время средству: продуктовая карточка выдавалась лишь по предъявлении квитанции, подтверждающей сдачу анкеты в ратушу. Также и проживание в населенном пункте и трудоустройство в учреждение или на частное предприятие требовали наличия упомянутой квитанции. В случае нелегального проживания серьезным санкциям подвергался сдатчик квартиры. Специально оговаривались наказания тюремным заключением или денежным штрафом за ложные данные в анкете и уклонение от регистрации. СКС фактически организовали преследование руководящих членов НСДАП, а также тех, кто распространял нацистскую идеологию. Рассмотрим, как проходило наказание преступников в Советской и Западной зонах оккупации. Наказание нацистских элит в советской зоне оккупации и в СССР Специальными органами военной администрации 1945-1946 гг. в советской зоне оккупации, на основании проверок анкет было отстранено от работы или не допущено к должности 390 тыс. человек . До начала 1947 г. мероприятия по денацификации в Германии проводились созданными на основании постановления СКС № 10 от 20.12.1945 специальными ко¬ми¬те¬та¬ми, которые подчинялись оккупационной администрации. Постановлением СКС № 38 от 12.10.1946 был установлен единый порядок про-ведения денацификации во всех зонах оккупации. Он был нацелен на выявление и наказание нацистских преступников. По состоянию на 8 мая 1945 г. в Третьем рейхе было 8 млн. членов НСДАП, и работа предстояла масштабная. Начиная с 1947, после создания в Германии земельных правительств, проведение денацификации было частично передано в их компетенцию, а после образования ФРГ и ГДР – целиком в ведение немецкой cтороны. Приказом начальника Советской военной администрации в Германии от 16.8.1947 г. номинальные участники деятельности нацистской партии были освобождены от преследования, а приказом от 26.2.1948 г. мероприятия по денацификации объявлены завершёнными. В дальнейшем оккупационные власти, а затем власти ФРГ и ГДР осуществляли преследование лишь лиц, относимых к 1-й и 2-й категориям, но и они в большинстве своём в итоге были амнистированы. В ГДР за¬ко¬ном от 2.10.1952 г. все бывшие члены НСДАП (за исключением военных преступников) были уравнены в правах с остальными гражданами республики. В советской зоне СКС и военная администрация действовали менее бюрократически, чем в западной. Значительно снисходительней относились к рядовым членам партии, которые сразу же после окончания войны получили принципиальную возможность интеграции в новое общество. Последовательно очищались органы управления, юстиции, средняя и высшая школы, откуда уволили в 1945-48 гг. примерно полмиллиона бывших членов нацистской партии – 80 % всех судей и половину учителей. Сведение счетов с прошлым, в котором с самого начала принимали участие немцы, нацеливалось на будущее страны без капиталистов и крупных землевладельцев-юнкеров, с рабочими на руководящих постах. Считается, что денацификация в советской зоне явилась знаком разрыва с нацистским прошлым. В феврале 1948 г. ее официально объявил завершенной. В советской зоне оккупации к августу 1947 было рассмотрено около 800 тыс. дел, в от¬ношении свыше 500 тыс. чел. были вынесены обвинительные приговоры. Открытые процессы над нацистскими военными преступниками состоялись также в Советском Союзе. Они проводились во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов и изменников родины из числа советских граждан и для их пособников». Этот документ был принят 19 апреля 1943 года. Всего в СССР состоялся 21 показательный процесс, на котором был вынесен приговор в отношении 252 военных преступников из Германии, Австрии, Венгрии, Румынии и Японии и нескольких их пособников. Меньшинство приговоренных были казнены в 1943-1946 годах. В 1947 году, после отмены в стране смертной казни, оставшиеся преступники были приговорены к длительным срокам каторжных работ. После смерти И. Сталина все военные преступники были переданы властям своих стран. Передача преступников проводилась скрытно, поскольку жители СССР подобную амнистию не поддерживали. С 1947 года вместо отдельных открытых, Советский Союз стал массово проводить закрытые судебные процессы над нацистскими преступниками. 24 ноября 1947 г. вышло распоряжение МВД СССР, Министерства юстиции СССР, Прокуратуры СССР N 739/18/15/311, по которому предписывалось рассматривать дела обвиняемых в совершении военных преступлений на закрытых заседаниях военных трибуналов войск МВД по месту содержания подсудимых, без участия сторон, приглашения свидетелей и приговаривать виновных к заключению сроком на 25 лет исправительно-трудовых лагерей. Причиной решения перейти к закрытым судебным процессам была высокая стоимость открытых процессов и низкая квалификация советского следственного и судебного персонала. Всего за 1943-1952 гг. по Указу 739 были осуждены не менее 81 780 человек, включая 24 069 иностранных военнопленных. Наказание нацистских элит в западной зоне оккупации Германии После завершения МВТ США самостоятельно провели в Нюрнберге еще двенадцать судебных процессов. Это были процессы по преследованию преступников по профессиональной и организационной принадлежности: юристов, врачей, военных, чиновников, сотрудников СС и другие. Они шли на основании прав, которое предоставлял Союзнический контрольный совет. Одним из этих двенадцати процессов был процесс по делу о расовых преступлениях, совершенных нацистами. Подсудимые обвинялись в том, что они похищали «расово ценных» детей для ариизации, принуждали неарийских беременных женщин к абортам, депортировали население с его исконных земель проживания в оккупированных странах и переселяли на эти земли этнических немцев, отправляли в концлагеря тех, кто вступал в «межрасовые» сексуальные отношения и участвовали в преследовании евреев. Всего перед судьями в этих 12-ти процессах предстало 185 обвиняемых, из которых 142 признаны виновными, 24 подсудимых было приговорено к смертной казни (помилованы 11, казнены 13), 20 — к пожизненному заключению, 98 — к различным срокам тюремного заключения, 35 — оправданы. Остальным 8 обвиняемым приговоры не были вынесены по разным причинам. В 1951 многие осуждённые на этих процессах попали под полную амнистию, либо их сроки наказания были существенно сокращены. Специальными органами военной администрации 1945-1946 гг. в американской зоне оккупации были рассмотрены 1,6 млн. анкет. В результате этого было отстранено от работы или не допущено к должности 375 тысяч человек, что составляло 40% всех государственных служащих. В британской зоне оккупации было рассмотрено 870 тыс. анкет, и около 200 тыс. немцев было отстранено от работы или не допущено к должности. Во французской зоне оккупации различного рода репрессиям подверглось около 195 тыс. человек . Все¬го в западных зонах оккупации Германии до февраля 1950 проверке в рамках мероприятий по денацификации подверглись 6,0 млн. немцев. Из них к 1-й категории были отнесены около 2 тыс. чел., 2-й – около 23 тыс., 3-й – около 150 тыс., 4-й – около 1,0 млн. человек. Невиновными были признаны 3,9 млн. чел., их дела были закрыты. С конца 1947 оккупационные власти союзных держав пошли на значительное смягчение политики денацификации. Американская военная администрация объявила амнистию молодым и социально незащищённым бывшим национал-социалистам (2,8 млн. чел.). Глава французской военной администрации своими распоряжениями от 17.11.1947 и 13.8.1948 освободил от уголовного преследования всех номинальных членов НСДАП. Во всех землях ФРГ в 1949–54 гг. были приняты законы, ограничивавшие мероприятия по денацификации, а 11.5.1951 издан закон, по которому все чиновники, уволенные со службы в ходе денацификации, могли претендовать на восстановленние в должностях. В конце мая 1948 г. союзники трех западных зон прекратили контроль над денацификацией и передали ее полностью в руки немцев . ФРГ статьей 131 Конституции подвела черту под денацификацией, и в дальнейшем на общественную жизнь страны стал заметным образом влиять комплекс мероприятий, названный словом «перевоспитание». Новая элита не намеревалась ограничиться такими защитными мерами, как осуждение главных военных преступников и наказание крупных и мелких нацистов, а ставила целью искоренение духа нацизма и демократизацию общество. 10.1.5.Наказание немецких нацистских элит в оккупированной Австрии Рассмотрим отдельно наказание немецких нацистских элит в Австрии, которая была отделена Союзниками от Германии и разбита на четыре оккупационные зоны. В Австрии действовал самостоятельный Союзнический контрольный совет. Во время войны в немецкой армии служило 1,2 млн. австрийцев, большое их число служило в СС и в администрации концентрационных лагерей. На предмет совершения военных преступлений было проверено 130 тыс. австрийцев, из которых 23 тыс. было отдано под суд, 13,6 тыс. осуждено, из них 43 приговорены к смерти и в отношении 30 смертная казнь была приведена в исполнение. В Австрии мероприятия по денацификации проводились на основании закона о запрете НСДАП от 8.5.1945 г. и были прекращены в соответствии с законом об амнистии от 14.3.1957 г. При регистрации после 1945 г. было установлено число австрийцев, являвшихся членами НСДАП, СС и других преступных организаций. Регистрацией было охвачено 537 632 человека, из них 41 916 были предъявлены тяжелые обвинения . Около 70 тыс. австрийцев было уволено с гражданской службы. По решению Союзников с осени 1946 г. процесс преследования преступников и денационализация была передана в руки австрийских властей. Денационализации было полностью подвергнута сфера образования: уволили 2943 учителя начальной школы, 477 учителей средней школы, 27 университетских профессора. В 1947 г. австрийские власти приняли закон, который разделил осужденных ранее нацистов на виновных сильнее и слабее. 500 тыс. «слабо» виновных было амнистировано в следующем году и их политические права восстановлены. 42 тыс. «более» виновных были амнистированы в 1956 году. На этом тема денацификация была закрыта в стране навсегда .