Найти в Дзене
Русский анализ книг

Как Сталин заставил авиаконструктора Яковлева занять ответственную должность в правительстве

Как помнит читатель из моих предыдущих статей, в январе 1940г. М.Каганович был снят с должности наркома авиации. Его место занял А.И. Шахурин, а одним из его заместителей Сталин назначил… 33-ех летнего авиаконструктора Яковлева, который до того никогда не работал на государственной службе. Яковлев был шокирован. Он решил ни в коем случае не соглашаться на эту должность, но и Сталин не собирался уступать. Что из этого вышло, Александр Сергеевич пишет в своих мемуарах. «Я стал отказываться. Приводил множество, казалось убедительных, доводов, а главное, старался доказать, что не могу быть на такой большой руководящей работе, не справлюсь, не имею достаточного опыта.
На это мне ответили, что Шахурин тоже не имеет такого опыта, он секретарь Горьковского обкома партии.
— Я специалист-конструктор, а не руководящий работник.
— Это как раз и хорошо.
— Я еще очень молод.
— Это не препятствие, а преимущество.
Я доказывал, наконец, что не могу бросить конструкторскую работу, так как без нее

Как помнит читатель из моих предыдущих статей, в январе 1940г. М.Каганович был снят с должности наркома авиации. Его место занял А.И. Шахурин, а одним из его заместителей Сталин назначил… 33-ех летнего авиаконструктора Яковлева, который до того никогда не работал на государственной службе.

Яковлев был шокирован. Он решил ни в коем случае не соглашаться на эту должность, но и Сталин не собирался уступать. Что из этого вышло, Александр Сергеевич пишет в своих мемуарах.

«Я стал отказываться. Приводил множество, казалось убедительных, доводов, а главное, старался доказать, что не могу быть на такой большой руководящей работе, не справлюсь, не имею достаточного опыта.
На это мне ответили, что Шахурин тоже не имеет такого опыта, он секретарь Горьковского обкома партии.
— Я специалист-конструктор, а не руководящий работник.
— Это как раз и хорошо.
— Я еще очень молод.
— Это не препятствие, а преимущество.
Я доказывал, наконец, что не могу бросить конструкторскую работу, так как без нее не смогу жить.

Александр Яковлев в своем ОКБ
Александр Яковлев в своем ОКБ

Мне ответили, что никто и не заставляет меня бросать деятельность конструктора. Новый нарком создаст условия, при которых я смогу сочетать обязанности заместителя наркома с творческой работой по созданию самолетов.
Я сказал, что не выдержу режима работы, намекая на то, что в наркомате засиживаются до 2 — 3, а то и до 4 часов утра каждодневно. На это мне возразили, что режим работы я могу установить себе сам, лишь бы дело шло успешно.

Вот что еще меня беспокоило: я конструктор и, находясь на посту заместителя наркома по опытному самолетостроению, могу стать притчей во языцех: конструкторы будут меня обвинять в необъективности, в том, что я затираю других.
На это Сталин возразил: как лицо, отвечающее за опытное самолетостроение, я на посту заместителя наркома буду заинтересован в том, чтобы все коллективы свободно развивались и приносили максимум пользы; если я буду добросовестно работать, то создам возможности для успешной деятельности всех наших конструкторов. Кроме того, он еще раз подчеркнул, что никто не думает лишать меня возможности работать конструктором. Наоборот, надеются, что я и впредь буду давать хорошие самолеты.

Александр Яковлев
Александр Яковлев

Словом, ни один мой довод не был принят во внимание. Но я стоял на своем.
— Значит, заместителем наркома не хотите быть?
— Не хочу, товарищ Сталин.
— Может быть, вы хотите быть наркомом? — улыбнулся он и уже серьезно спросил:
— Вы коммунист? Вы признаете партийную дисциплину?
Я сказал, что признаю, и что если вопрос ставится в такой плоскости, то мне придется подчиниться, но это будет насилие.
Сталин рассмеялся:
— А мы не боимся насилия, мы не остановимся, когда нужно, перед насилием. Иногда насилие бывает полезно, не было бы насилия, не было бы революции. Ведь насилие — повивальная бабка революции...

Конечно, я был горд доверием, которое оказывала мне партия. Но в глубине души искренне боялся, сумею ли оправдать это доверие на большой, ответственной и совершенно новой для меня работе».

Вот так, неожиданно для себя, Яковлев стал высокопоставленным чиновником. Его страхи оказались напрасными - он успешно справлялся со своими обязанностями на протяжении всех лет в должности зама наркома. Собственно, именно благодаря этому назначению Яковлев стал часто бывать в Кремле, что позволило ему так подробно писать в своих мемуарах о Верховном.

Что касается Сталина. Как видим, он практически не оставил Яковлеву другого выбора и совершенно проигнорировал все его сомнения и страхи. И этот случай не исключение. Например, когда Александр Голованов (будущий маршал) узнал, что возглавит авиацию дальнего действия, он попросил дать ему время на размышления, на что Сталин ответил:

«Мы за вас подумали, и время на это вам тратить нечего. Вы лучше подумайте над тем, как все это практически осуществить».

Вот такой подход. И если речь о назначении ответственных, скромных людей, то, вероятно, он единственно возможный. Потому что скромный, ответственный человек сам за должностью рваться не будет, и в карьерном соревновании его всегда обгонят наглые и безответственные личности.

По этому поводу можно спорить, но нужно констатировать факт: Советский Союз добивался при Сталине выдающихся результатов, а значит его метод себя оправдывал.

Товарищ Сталин
Товарищ Сталин

Источник: Яковлев А. С. Цель жизни. — М.: Политиздат, 1973.

В мемуарах оживает история. Если Вам понравился этот пост, прошу поддержать лайком и подпиской на канал. Впереди много интересного!