Глава 14 Агрессия
Наконец 14 глава, заключительная в первом блоке. Считаю, что это знать полезно всем, и не только воинам. Агрессия, это хорошо или плохо? А что может быть плохого, если это от природы дано. Чтобы управлять собственной агрессией, а также, теми чувствами, которые сопряжены с этим явлением, мы должны разобраться, что это за «зверь» такой, - агрессия?
Психология надоела? Можно сказать, кратко: - «Агрессия, это инстинкт, проявляющийся в различных формах, у людей, в зависимости, от их культуры и моральных установок». На этом можно ограничиться, не читать дальше главу. Ну, а если интересно, читаем дальше.
Да, мы все, рождаемся агрессивными. Это не просто инстинкт. Ребенок развивается, агрессия эволюционирует. Психологи, в дентальной метафоре, выделяют, перинатальную агрессию, потом сосунковую. А вот и зубки появляются, правильно, - резцовая (дентальная) форма, — ребенок может откусывать. Твёрже пища, агрессии больше. Формируются способности добывать, брать, не соглашаться. Позволю себе легкий стёб, - а еще наряду с улучёнными показаниями психики, у ребенка, твердая пища формирует и правильный прикус, — родителям на заметку. Ура, ребенок скоро в школу пойдет! А значит уже «Молярная агрессия». Это не только - зрелая функция зубных рядов. Полным ходом, идет социальная коррекция, - «То, что нужно беру, то, что не подходит -выбрасываю».
Зачем рассказал? Быть агрессивным, -не значит, быть злобным, это скорее способным дифференцировать, что и как важно получать, что из полученного годится, а что -нет. Помните – «Разные степени зрелости агрессии, могут быть в любом возрасте». Что мы и наблюдаем.
Агрессия, - с латинского, - движение (к цели), приближение. Есть потребность, - есть агрессия. Социально зрелый человек! Его функция агрессии – «Превращать несоответствующее ему — в его соответствующее, инородное — в свое, преобразовывать объект интереса в потенциально возможный для контакта или усвоения».
Должен признать, что у мастеров «Восточных Единоборств», редко возникают психологические проблемы. Объяснение простое. Очень многие, из них, смотрят на окружающий мир, через призму Дао, или Дзен философии и ценностей. Так действительно спокойней. Но я не хочу подкреплять мнение, что самурай, — это такой суровый дядька, лишенный чувств и эмоций.
Познавая философию Дзен или Дао, приходим к пониманию, что весь окружающий мир, находится в динамичном постоянном движении. А что говорят западные психологи? «Чувство – это остановленное действие»! Согласны? «Мы учимся останавливаться и не реализовывать сразу агрессивный импульс, а чувствовать его как злость по отношению к кому-то. И в этом смысле, чувства эволюционно более полезны для творческого приспособления, чем немедленное выражение. В этом есть зачатки какого-то цивилизованного обращения с реакциями. То есть с тем, чтобы наша жизнь не была каким-то немедленным отреагированием. Мы не являемся рабами эмоций, как раз, наоборот, благодаря ним, мы обретаем свободу. Эмоции – это механизм посредством которого человек становится свободным, становится автором собственной активности». Всегда, надо читать критически, даже если доверяешь автору! Если, в чем-то, с прочитанным тезисом не согласны, значит все хорошо. Читаем дальше.
А то, что, - «Нет плохих и хороших чувств, но есть чувства, которые сложно переживать. Одно из них- чувство злости и гнева», - кажется вовсе сомнительным. Поэтому оставим в покое американского психотерапевта Р. Мэйя, с его утверждениями, что агрессия, - является производной всех человеческих чувств. Такое впечатление, что многие его утверждения, - переработанные тезисы Академика Павлова. Хотя, я е осуждаю тех, кто читал Р. Мэйя. Мы должны знать, психологию вероятного противника.
А теперь, чтобы не было никаких иллюзий, вчитайтесь в эти строки внимательно, - «Мораль- попытка управлять формами проявления агрессии через общественные и семейные нормы и правила. Но морали недостаточно, чтобы научиться эффективно распоряжаться своей агрессией. Говоря об агрессии, важно выйти за пределы морального аспекта, чтобы понять и исследовать её. Агрессия – это энергия взаимодействия, а вот, на что, эта энергия направляется, какую форму принимает, зависит от ситуации, являясь субъективным выбором каждого». Вот и «мальчик Коля в Бундестаге». Узнали? Синонима русского слова СОВЕСТЬ, в английском нет, как и многого другого. Поэтому не всегда правильно, когда психологи с нашими гражданами, работают по западным шаблонам.
Россия, не только географически, расположена между Востоком и Западом. Для большинства рожденных в СССР и России, мораль, - незыблемый свод этических норм, которыми мы руководствуемся повседневно. В силу этого, только в России, можно встретить настоящую дружбу между людьми. Дружба на Западе? Не обольщайтесь. Этого нет. Там есть только знакомые! Нас пытаются уже 20 лет сделать «западниками», «мальчик Коля», тому пример. Мы другие. Со школьными товарищами перешагнул порог «зала». Нами владела мотивация, - «Вырастим, будем защищать Родину». Это сейчас, можно услышать, - «Путь воина начинается с военкомата». Это говорят «родители»! В зале, порой через тяжелые тренировки, мы приобретали важные и не только для предстоящей службы качества.
Мы тогда научились контролировать свои проявления агрессии, моралью, выдержкой и терпением. Терпение? Да! Умение сохранять невозмутимость духа при всех обстоятельствах. Благодаря терпению, присутствие духа, даже «через немогу». Да, терпение - помогает идти к цели, невзирая на преграды. Если хотите, - терпение есть, форма мужества – помогающая преодолевать и побеждать. Мораль предполагает развитие того, или иного качества. Но, терпение воина и терпение раба, в корне различно. Это понятно. Не завидую хаму, который собирается испытывать терпение воина.
Люди агрессивные, вырастая, становятся либо преступниками, либо хорошими операми, сыщиками, военными. Все зависит, от социальной ориентации человека, его моральных ценностей. Это должны мы помнить всегда, когда учим молодёжь воинскому искусству в зале. Если хотите, несем за это моральную ответственность.
А теперь предлагаю маленький обучающий тест. Я перемешал постулаты западных и советских психологов. Каждому постулату, надо поставить оценку, на сколько верно, вы, считаете это высказывание? Можно дать, свое собственное определение. (инициатива не наказывается)!
Некоторые из выражений агрессии:
1. Раздражение – переживание при недостатке ресурсов, для реагирования или понимания ситуации, неясность объекта, на который агрессия направлена. Энергия и напряжение растёт, но пока не переходит в действие. (от 1 до 5 балов)
2. Злость – активность по удовлетворению потребности направленная на объект контакта или потребности. Это контактная энергия, направленная на уменьшение дистанции, удовлетворение потребности или укрепление границ. (от 1 до 5 балов)
3. Ярость – недифференцированное агрессивное состояние, в состоянии слияния, когда нет направления, контакта и контроля. Она относится к незрелым, аффективным реакциям, то есть характерна для раннего детского возраста, когда эмоции бурные, неуправляемые и обращены к кому-то сверхценному, сверхзначимому, всемогущему. (от 1 до 5 балов)
4. Ненависть- аффективная реакция. Основная задача заключается в разрушении, причем себя или внешнего объекта, не важно. (от 1 до 5 балов)
5. Досада – это злость, перемешанная с болью. Форма агрессии характерная для переживания утраты, для чего-то, что осталось в прошлом. (от 1 до 5 балов)
Непрямое выражение агрессии:
6. Вина – обращение агрессии на себя, с передачей ответственности другому. Вина опирается на мораль (поиск правого и неправого). И тогда, если есть вина, то есть какая-то правота у кого-то другого. И тогда если он прав, пусть за все и отвечает. (от 1 до 5 балов)
7. Обида – блокировка агрессии, признанием важности и ценности человека, на которого агрессия направляется. В поэтичном варианте, обида – это злость остановленная любовью. В восточной философии обида – это иньский гнев, т.е. женский способ злиться. (от 1 до 5 балов)
8. Зависть- сложная социальная комплексная эмоция, включающая в себя злость, интерес и стыд. (от 1 до 5 балов)
9. Скука – блокировка осознавания агрессии, способ решения проблемы размещения агрессии путем игнорирования самого чувства, затея энергозатратная, поэтому субъективно переживается как рассеянность и упадок сил. (от 1 до 5 балов)
10. Депрессия- заблокированная, подавленная агрессия высокой интенсивности (ярость, ненависть, злость). (от 1 до 5 балов)
Аннигиляционная агрессия – это агрессия разрушения, аффекта. Реализуется она по двум причинам: первая – объект настолько пугающий, что его нужно немедленно разрушить, контакт с ним невозможен; вторая – из-за хронической неудовлетворенности, агрессии накопилось так много, что, прорываясь, он уничтожает, сносит всё на своём пути. (от 1 до 5 балов. Но можно не отвечать на этот вопрос).
У Тренера всегда есть и интерес, - «Кто у меня в группе»?. Ну а если есть проблемы, придётся давать наставления, рекомендации, а возможно и порекомендовать даже обратиться к врачу и серьёзно заняться здоровьем. Часто психика загоняет человека в соматику (болезнь).