Найти тему

Ходячие мертвецы. Пять видов лидерства.

Оглавление

Многие поклонники уже пришли к выводу, что сериал «Ходячие мертвецы» в первую очередь про людей, а не про зомби. Очень интересно следить за тем, как в хаосе заново выкристаллизовываются привычные социальные отношения в каждой отдельной группе людей, как персонажи пытаются воспользоваться случаем, чтобы избавиться от негативных качеств, которые цивилизация успела нарастить на себя в процессе развития. Разумеется, это не всегда удаётся, да и не все задаются такими целями. Многие, напротив, посчитали апокалипсис очень удобным поводом, чтобы возродить обычаи прошло эры, начиная с рабства и заканчивая каннибализмом.

Огромную роль в человеческих социальных группах играет лидер. Это тот самый человек, который берёт на себя стратегические решения, координирует действия всех членов группы для достижения общей цели. Без главного на самом деле очень сложно, потому что чей-то авторитет должен удерживать других от опрометчивых поступков или от асоциального поведения. Каким путём идут организаторы разные человеческих группировок в мире «Ходячих мертвецов»? Стоит отметить, что создатели сериала ярко и выпукло изобразили все типажи «главной личности в группе».

Хершел Грин: лидер патриарх

Пожалуй, это единственный тип главенства, который можно назвать семейным. Патриарх, как правило, это старший мужчина в общине, так или иначе связанной родственными узами. Часто это бывает центральное семейство и присоединившиеся к нему соседи, добрые знакомые, то есть, люди, достаточно долгое время жившие рядом и сформировавшие собственные родственные отношения. Иногда это несколько семей

Ферма Хершела Грина – яркий пример патриархальной общины, где управляет всем старший мужчина. Нельзя сказать, что это такой уж плохой вариант. Такие связи проверены временем, и если, в общем и целом, все находятся в доброжелательных отношениях, то проблем внутри группы не бывает, максимум – бытовые размолвки.

Филип Блейк: лидер психопат

Обаятельный, располагающий к себе и харизматичный губернатор местечка Вудбери на деле оказался психопатом, у которого скелетов не полный шкаф, а целая комната. На самом деле ничего удивительного: психопатические натуры легко манипулируют людьми, создавая удобный образ, умело нажимая на человеческие слабости и потребности.

Филипп Блейк, создавая небольшое и камерное сообщество Вудбери, обращался в первую очередь к естественному стремлению людей, испуганных апокалипсисом, вернуть всё как было. Пусть хотя бы на крохотном кусочке земли, но создать иллюзию «старых добрых времён». Ради своей мечты они готовы поступаться многим, и в первую очередь приносят в жертву человечность. Это происходит маленькими шажками, гладиаторские бои не кажутся таким уж страшным преступлением, они заменяют телевизор. Естественно, как только появляется угроза разоблачения, с психопата падает маска, и он безжалостно расправляется со своими союзниками. Бей своих, чтоб чужие боялись.

Иезекииль: лидер гейм-мастер

Интересное противопоставление: практически тот же мотив, той же целью объединённые люди. Желание вернуть старые добрые времена приукрашается игровыми и ролевыми мотивами. Действительно, никто не уточнял, насколько старыми и до какой степени добрыми должны быть эти самые времена. Король Иезекииль правит, как гейм-мастер, создавая квази-средневековье на апокалипсической основе. При этом в нём нет ни психопатических, ни маниакальных черт. Людям нужна сказка, это во многом повторяет методы профессиональных психологов, так легче переносить шокирующую действительность, и Королевство процветает.

В какой-то мере иллюзорностью живёт и колония Александрия до того, как в неё попадает группа Граймса. В стороне от серьёзных потрясений, от массированных нашествий мертвецов и от вооружённых банд. Увы, спокойствие временно.

Ниган: лидер диктатор

Главный антагонист последних вышедших сезонов это классический диктатор. Лидер Спасителей на самом деле не страдает паранойей, как Губернатор, он совершенно не патриарх, и уж конечно не гейм-мастер. Нам не рассказали, как именно сформировалось сообщество Спасителей, но именно Ниган сумел выстроить тоталитарную модель, в которой каждый ассоциирует себя с вождём. В нём сконцентрированы все классические приёмы фюрера, великого кормчего, разве что при отсутствии религиозного поклонения, но с распространением образа «Я – Ниган» на всех силовых членов общины. Остальные «единицы общества» вынуждены работать за баллы, то есть, это буквальное классическое рабство и бесправие.

Рик Граймс: лидер человек

Многим не нравится главный герой сериала именно тем, что он слишком человек. Рик Граймс совершает огромное количество ошибок, он не всемогущий, не всеведущий, и не потрясающе прозорливый. Он терпит неудачи, проигрывает, преодолевает проблемы и препятствия, поднимается, снова падает. Любые попытки перейти к классической демократии, когда Рик пытается содрать с себя умозрительные лидерские шевроны, раз от раза терпят неудачи: кто-то должен брать на себя ответственность, несмотря на критику других членов группы. И он старается, как может.

Постепенно группа Граймса меняется – погибают или откалываются её старые члены, появляются новые. Притираются характеры, меняется мировоззрение всех людей в общине, при этом большинство имеет как минимум совещательный голос, но чаще проводятся групповые совещания. То есть, Рик осознаёт, что он не является непогрешимым, может ошибаться и не стесняется показать, что он боится в очередной раз подвести своих людей.

В противостоянии с Ниганом Рик не выглядит победителем, в нём отсутствуют типичные черты классического «главного положительного героя», он не супермен. И зрителям не нравится, что они во многих нюансах его характера узнают себя – собственные ошибки, страхи, минуты слабости и неуверенности. Этим, скорее всего, и объясняется отторжение. Зритель хочет удивительных побед, а создатели сериала в очередной раз показывают, что жизнь гораздо сложнее. И это замечательно.