Проблема одиночества все чаще становится объектом исследования психологов – исследуются причины и факторы его возникновения, особенности протекания, связь с личностными характеристиками личности, с возрастными периодами проживания и пр.
Как следствие – появляются различные определения понятия «одиночество», трактующие его как «психическое состояние», «эмоциональное переживание», «социально-психологическое явление» и пр.
Наиболее импонирует определение одиночества как эмоционального состояния, переживания человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации.
Одиночество связано с восприятием личности изолированности своего социального положения, с переживанием негативных эмоциональных состояний, вызванным ощущением дефицита общения и положительных взаимоотношений с окружающими людьми.
Ранее был сделан акцент на том, что в поле внимания психологов лежит проблема определения возрастных особенностей переживания одиночества. Акцентируем внимание на особенностях переживания одиночества в подростковом возрасте – этот возрастной период считается тем возрастом, когда одиночество осознается впервые.
Изучением подросткового возраста и его особенностей (в т.ч. особенностей переживания одиночества подростков) занимался ряд таких исследователей, как Л.С. Выготский, О.Ю. Долгинова, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, С.В. Малышева, Н.В. Перешеина, Н.А. Рождественская и др.
В характеристике подросткового возраста психологами можно найти описание психологических предпосылок формирования чувства одиночества: так, например, Л.С. Выготский говорит о развитии самосознания и рефлексии в подростковом возрасте, формировании представлений о себе и о других, М.Ю. Кондратьев описывает развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте как углубление переживаний, повышение устойчивости и значительности эмоционального отношения к ряду явлений жизни, Н.А. Рождественская и др. говорит об открытии подростком своего внутреннего мира и осознании им своих психических черт, потенциально ведущее к преувеличенному представлению о собственной уникальности, и пр.
Таким образом, чувство одиночества в подростковом возрасте имеет возрастные психологические предпосылки, связанные в основном со сферой самосознания и эмоциональной сферой. Непосредственно проблему одиночества в подростковом возрасте исследовал И.С. Кон. Психолог описал данное состояние подростков как нормальное и даже – значимое: подросток открывает для себя свой внутренний мир, определяет собственную уникальность, неповторимость, непохожесть на других, что становится причиной для формирования чувства одиночества.
Данная мысль И.С. Кона подтверждает вывод о наличии возрастных психологических предпосылок в возникновении чувства одиночества у подростков. Еще одним подтверждением данного вывода можно считать выделенные С.В. Малышевой и Н.А. Рождественской причины возникновения чувства одиночества у подростков – они все связаны с теми или иными возрастными особенностями: так, чувство одиночества формируется у подростков, поскольку они осознают себя как уникальную, неповторимую, ни на кого не похожую личность, поскольку переживают экзистенциальный подростковый кризис «смысла жизни» и пр.
Проблема причинности одиночества в подростковом возрасте исследовалась О.Б. Долгиновой: основной причиной она называла нерешенность проблемы установления значимого уровня отношений с коллективом сверстников, т.е. помимо предпосылок одиночества в сфере самосознания и эмоциональной сфере, следует учитывать и коммуникативную сферу.
Переживание подростком одиночества может по-разному влиять на его развитие. Негативные последствия одиночества для подростка могут быть связаны со снижением самооценки, появлением трудностей в оценивании и осознании себя самого, в общении и поведении в целом, развитием недоверия к окружающему миру, с развитием девиантного и демонстративного поведения (например, Н.В. Перешеина говорит о том, что непреодоленное состояние одиночества становится причиной ухода в преступную группу, где подростку гарантирована психологическая помощь и психологическая поддержка) и пр., что актуализирует психологическую работу с переживанием чувства одиночества.
Также влияние одиночества может быть и позитивным: так, например, Е.Г. Уманская пишет: «… переживание одиночества может стать ситуацией, способствующей развитию человека, стимулирующей появление рефлексии по поводу собственной жизни и перспектив своего развития».
Неоднозначность одиночества в формировании личности подростка отмечается и И.В. Дубровиной: одиночество может обогатить внутренний мир подростка и позволить ему почувствовать уникальность собственного существования, а может стать причиной поведенческих отклонений, депрессии и даже суицида.
Таким образом, одиночество может выступать и как деструктивный фактор формирования личности подростка, и как конструктивный. Психологическая работа с переживанием подростками чувства одиночества может быть направлена на поиск позитивного смысла в одиночестве.
Таким образом, подростковый возраст трактуется психологами как сензитивный для переживания одиночества. Определено большое количество психологических предпосылок для этого: активное развитие самосознания и саморефлексии, осознание уникальности собственной личности, развитие эмоциональной сферы – углубление переживаний, трудности коммуникативного характера при высокой значимости сферы межличностного общения и пр.