Найти тему
Белоголовцев.fm

Почему не надо жалеть русских спортсменов из-за истории с допингом

Оглавление

Привет, это Никита Белоголовцев. Русский спорт получил максимально жёсткое наказание за манипуляции с базой данных Московской лаборатории. В ближайшие четыре года наши спортсмены будут выступать на крупных турнирах без флага, герба и гимна. Даже формулировка "спортсмены из России" будет под запретом.

Сам формат допуска наших спортсменов на соревнования ещё не определён, но, очевидно, что он будет максимально сложным. Кроме того, России запрещено проводить и даже подавать заявки на проведение чемпионатов мира и Олимпийских игр. В полном списке ещё много санкций разной степени жёсткости, но уже сейчас понятно, что это самая строгая и показательная порка в истории мирового спорта.

Елена Исинбаева не смогла выступить на Играх в Рио-де-Жанейро и стала одним из символов спора о допустимости группового наказания в спорте. Фото: kp.ru
Елена Исинбаева не смогла выступить на Играх в Рио-де-Жанейро и стала одним из символов спора о допустимости группового наказания в спорте. Фото: kp.ru

В этот раз Россию наказывают не за сам факт применения допинга (как было во время "доклада Макларена"), а за попытку замести следы. Одним из основных условий постепенной реабилитации в правах была передача всех данных из Московской антидопинговой лаборатории. Вероятно, это повлекло бы за собой очередные дисквалификации и пересмотры результатов задним числом. Когда в WADA узнали о попытках изменить базу данных, жёсткая дисквалификация стала практически неминуемой.

Хочется высказать очень спорную (и даже немного циничную) мысль.

По-моему, очень неправильно в этой ситуации жалеть русских спортсменов, как несправедливо пострадавшую общность людей. То есть каждого по отдельности, безусловно, жалко: кто-то теперь не получит квартиру и машину, кто-то — шанс на карьеру в пост-спортивной жизни, а у кого-то (без всякого пафоса) это решение отбирает мечту и смысл жизни. Невероятно жалко, очевидно, ни в чём не виноватых ярчайших Марию Ласицкене, Сергея Шубенкова и многих других.

"Всё это время нас защищают лишь на словах", — пишет в сториз, пожалуй, лучшая легкоатлетка страны Мария Ласицкене.
"Всё это время нас защищают лишь на словах", — пишет в сториз, пожалуй, лучшая легкоатлетка страны Мария Ласицкене.

Но при этом, ещё раз скажу, как «социальную группу» спортсменов, нет, совсем не жалко.

Русские спортсмены старательно создавали себе образ солдат-лайт: тоже служат, только без убийств ранений и прочих атрибутов реальной армии. Потому что там, где все просто соревнуются в прыжках в ширину, русские спортсмены непременно "до последнего бьются за Родину". И получают за это самые щедрые призовые за олимпийские медали.

Там, где все могут выражать абсолютно любые (или чаще всего, просто никакие) взгляды и точки зрения, русские спортсмены в лучшем случае вступают в Putin Team, а в худшем — в штаб губернатора Беглова.

Там, где после допинговых дисквалификаций, нужно собирать свою жизнь с нуля, у русского спортсмена почти всегда, как минимум, несколько вариантов на госслужбе. Там, где бессмысленные Универсиады банально никому не нужны, Россия и Китай готовы проводить их по очереди и отправлять туда около-основные составы, чтобы выигрывать всё золото мира (и не забывать рассказывать про это в вечерних новостях).

На зимней Универсиаде в Красноярске Россия завоевала 112 медалей. У Кореи, которая была второй, почти в 9 раз меньше — только 14 медалей.
На зимней Универсиаде в Красноярске Россия завоевала 112 медалей. У Кореи, которая была второй, почти в 9 раз меньше — только 14 медалей.

Разумеется, не спортсмены всё это придумали.

Но им вполне комфортно жилось и живётся в этом статусе, и они как «социальная группа», не подавали даже намёков на желание выйти из этого состояния. Так что русский спорт, безусловно и безоговорочно, был и остаётся частью русской политики. И делает это при активном участии или, как минимум, полном непротивлении русских спортсменов.

Поэтому было бы честно рассматривать четырёхлетний бан русского спорта как, например, побочный эффект при работе на вредном производстве.

Да, неприятно и иногда даже трагически, но это всё-таки сознательный выбор: больше денег, возможностей и социальных лифтов, но и рисков несравненно больше.

Ещё раз: очень надеюсь, что все чистые и честные спортсмены окажутся на соревнованиях.

Меньше всего сейчас хочется злорадствовать и показывать в спортсменов пальцем. Но и говорить о них, как о "случайных заложниках ситуации" всё-таки не совсем честно. Они прекрасно отдавали себе отчёт, какие риски прописаны мелким шрифтом в их личной копии общественного договора.