За последние несколько недель в интрнете, а в частности в социальных сетях и новостных лентах разгорелись нешуточные скандалы и дебаты, связанные с жевательным табаком или СНЮСОМ.
Причем основная тенденция истерии - непонимание обоих сторон конфликта друг друга на фоне известной проблемы - "диалога Отцов и Детей".
Я постарался разобраться во всей ситуации, списался как с производителями, потребителями, так и с резкими противниками нового подросткового увлечения.
СТАТЬЯ НЕ Несёт цели пропаганды потребления жевательных смесей (как никотиновых, так и без никотиновых)
Что такое снюс?
Снюс - это бездымное табачное (иногда не табачное) изделие, служащее для доставки никотина через полость рта. Употребление осуществляется посредством размещения подушечки под губой.
Более подробно о официальной позиции Роспотребнадзора можно прочитать вот здесь.
Если совсем кратко и более доходчиво, то никотин поступает напрямую в кровь, всасываясь через слизистую оболочку губы и десен.
Как следствие, во-всяком случае из официальной версии, постоянное употребление снюса ведет к раку губы, десен, "сгорает уздечка". Так же активные пользователи сообщили, что глотание слюны, пропитанной результатом работы снюса ведет к эррозии пищевода и, как следствие, язве желудка.
Запрещен ли снюс в России?
Да, на данный момент продажа снюса формально регулируется, но из-за особенностей законодательства, изготовители нашли выход из проблемы сбыта товара.
С 2010 года запрещена продажа табачного изделия (снюс, где используется сам по себе табак), даже установлены штрафы за сбыт. Но, изготовители убрали табак из состава, осуществляя пропитывание никотином пакетиков, ментоловых листьев, кусочков яблок. Снюс можно купить так же россыпью, с возможностью дозировки пакетиков самостоятельно.
Таким образом, на данный момент снюс без табака, но с никотином не может быть ограничен в продаже никаким образом.
Пользователи отмечают, что по всей России снюс продается как в интернете, так и в табачных магазинах и продажа осуществляется на усмотрение конечного продавца - в каких-то магазинах продают школьникам, а в каких-то нет.
Снюс является наркотиком?
В снюсе нет наркотических веществ (во всяком случае, в составе, размещаемом на упаковке замечены не были).
Так же не стоит забывать, что наркотическими препаратами в России признаются препараты, отнесенные в этом списке.
Таким образом, все истории, что снюс это новый наркотик - это фейк и выдумки.
Вопрос в другом, что никотин, сам по себе является достаточно опасным препаратом, вызывающим превыкание, вне зависимости от возраста и пола потребителя.
Снюс, разработанный для компенсации недостатка никотина в организме курильщиков, на данный момент стал популярен в среде несовершеннолетних, что никак не может быть предметом для оптимизма или радости.
Однако, вопрос о содержании в составе снюса каких-либо наркотических веществ речи не идет.
В чем секрет столь большой популярности снюса?
Секрет, по моему мнению, скрыт в технологии продвижения продукта в интернете. Ввиду отсутствия табака в его составе, реклама не может быть ограничена. SMM так же работает на руку продавцам. Основной упор был сделан на социальную сеть ВК.
В закрытых сообществах рекламщиков ходят слухи, что отдельные марки снюса продвигает анонимная группа пиарщиков, которые в конце 2018 г. продвигали на рынок жидкость для электронных сигарет Gizmo. В тот раз для вывода продукта на конкурентный рынок жидкостей на одни социальные сети было потрачено около 3,5 миллиона рублей.
Но, следуя официальному курсу "Антиснюса", социальная сеть нанесла ответный удар. Так, в первых числах декабря 2019 года за одну ночь были забанены крупнейшие паблики постящие мемы про снюс.
Важно отметить, что сообщество владельцев пабликов про бездымный табак крайне узка и слухи расходятся очень быстро. Известно, во всяком случае о двух "картельных" сговорах (первый - это Эмиль и Баян, а второй источник отказался называть). До блокировки, недельный оборот крупнейших групп администраторов составлялал около 80 тысяч рублей, после блокировки это все пропало.
Таким образом, культура снюса продвигается несовершеннолетним через социальные сети.
Второй причиной популярности никотинового изделия можно назвать сложность его выявления у подростка. Нет запаха изо рта, нет дыма и его запаха (ни на одежде, ни на руках). Единственная возможность "поймать за руку" это найти в личных вещах "шайбу", т.е. коробку для снюса, внешне похожую на хоккейную шайбу.
Традиционно, несовершеннолетние осуществляют потребление данного сырья в туалете, находясь в учебных заведениях.
Почему снюсу была обьявлена негласная война в России?
На этот вопрос сложно однозначно ответить. Во всяком случае, в сообществах выдвигается несколько теорий:
Теория 1: Табачное лобби
Действительно, травля снюса в интернете совпала с введением законопроекта в госдуме о снятии запрета на торговлю сигаретами рядом со школой. Вероятнее всего, крупные игроки рынка прекрасно понимают, что снюс вслед за вейпами откусывает большой кусок российского табачного рынка. Как сегодняшним днем, так и в очень далекой перспективе.
Контраргументом служит информация о выкупе крайне популярной марки снюса в России, а ранее нескольких иностранных производителей компанией табачной компанией British Tobacco.
Вполне сомнительно, конечно, утверждать о том, что Бритиш тобакко пойдет против табачного лобби в целом, однако крупные компании никогда ничего не делают просто так.
Теория 2 Проблема вышла из под контроля
Одновременно с блокировкой пабликов ВК, в течение недели крупнейшие электронные и печатные издания одновременно выпустили много статей о вреде снюса, а так же до широких масс и "людей выше" стали доходить разовые истории о смертельных итогах употребления снюса.
Всплывают истории из дальних субъектах РФ о 7-классниках, умерших от никотинового удара по организму, а так же истории, когда снюс потреблялся не по назначению (через другие слизистые оболочки организма).
Контраргументом этой теории следует считать, во-первых существование новостных спецрепортажей по ТВ, предшествующих глобальным разборкам с волной снюса.
Теория 3: сорвавшаяся сделка
Эта теория косвенно относится к первым двум, но фактически никакого отношения к конечным потребителям не имеет.
Так, вполне вероятно, что конкуренты бритиш тобакко пытались выкупить сразу несколько конкурентов ранее купленной компании по производству бездымного табака, но потерпели фиаско. И для снижения цены было принято решение о обрушени рынка через СМИ, но результат превзошел ожидания инициатора антиснюсовой компании.
Так или иначе, за данное изделие, осуществляющее доставку никотина, государство взялось по-крупному, поэтому стоит ожидать официального способа решения проблемы. Например, ограничение продажи никотиносодержащих товаров в любом виде (под них попадают так же и лечебные сосалки из аптеки).
Что в итоге? (вместо заключения)
На данный момент, мы можем сделать несколько логических заключений:
- Теоретически, снюс из-за прорех в законодательстве может быть куплен несовершеннолетним практически в любой табачной лавке.
- Снюс опасен для здоровья и жизни, в особенности несовершеннолетних.
- Участники табачного рынка, как минимум, обеспокоены конкуренцией бездымного табака с классическими табачными изделиями.
Из всего вышеперечисленного логично следует, что обеспокоенность государственной машины вокруг снюса выражена, во-первых, борьбой торговых группировок, а во-вторых - защитой несовершеннолетних от пагубной привычки потребления достаточно опасных никотиносодержащих изделий.
О результатах столкновения интересов разных позиций, вероятно, мы узнаем уже в 2020.
Задавайте свои вопросы в комментариях, пишите поправки, если я в чем-то не прав или вы со мной не согласны. Гарантирую, отвечу всем.
Любите своих близких, берегите их здоровье. Сегодня на неюридическую тему беседовал ваш Карманный юрист.