Найти в Дзене
Православие

Вынос тела

Недолго мертвое тело православного христианина остается в том месте, где он преставился, но скоро выносится в храм для отпевания. Пред выносом тела из дома совершается над ним лития, сопровождаемая каждением вокруг него. Это каждение означает то, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит к небу, к Престолу Вышнего, или же знаменует приятность в очах Божиих молитв Церкви об умершем. Начало и основание священного обычая Православной Церкви кадить тело умершего можно находить в примере Иисуса Христа, тело Которого, при погребении, намащено было благовонными мастями (см.: Ин. 19, 39, 40). Подтверждением этой мысли служит то, что в священных обрядах, изображающих погребение Иисуса Христа, всегда употребляется каждение фимиамом, знаменующим те ароматы, которыми намащено было тело Спасителя.

Погребальная процессия христианская, несмотря на свой печальный характер, отличается священною торжественностью.

В воздухе раздается архангельская песнь в честь Святой Троицы: Святый Боже, в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь. При выносе из дома в церковь усопших священников и монахов, обыкновенно — поются песнопения, положенные в Требнике при выносе их из церкви к могиле и имеющие отношение к их званию, — именно, при выносе священника ирмосы великого канона: «Помощник и Покровитель», а при выносе монаха — стихиры: «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна...»

«И, вземше мощи усопшаго, отходим в храм, предыдущим священником со свещами, диакону с кадильницею».

И все, окружающие гроб и провожающие покойника, имеют в руках зажженные свечи, как бы торжествуя победу и выражая духовную радость о возвращении своего брата к вечному и неприступному Свету. Этот святой обычай восходит своим началом к глубочайшей христианской древности. Когда тело святого Иоанна Златоуста было перенесено из Коман в Константинополь, то у сопровождавшего это шествие многочисленного народа были в руках свечи, так что Босфор (пролив Константинопольский) казался огненным от отражения в волнах его света ламп. Святой Григорий Нисский повествует, что диаконы и пресвитеры провожали гроб блаженной Макрины с зажженными свечами. Когда святой Цезарий, брат святого Григория Богослова, торжественно несен был ко храму Мучеников, то мать его умеряла скорбь свою о сыне несением свечей пред гробом его.

При провождении умершего, священно- и церковнослужителям повелено идти пред гробом, младшим впереди, а старшим близ гроба, по два в ряд, и пред умершим нести крест. Иногда вместо креста несут икону.

При погребении священников и архиереев обыкновенно впереди гроба несут хоругви, крест и Евангелие. И несение тела священника сопровождается звоном.

Есть местности (в южных губерниях России), в которых от глубокой старины сохраняется обыкновение при выносе всякого умершего медленно ударять в колокол. Этот погребальный звон напоминает живым, погрязшим в суете земной, страшную трубу Архангела, зовущую на Суд. Прислушиваясь к нему, невольно припомнишь свой конец; невольно помолишься за почившего, хотя бы он был совсем для нас чужой. Нельзя не пожалеть о том, что этот прекрасный, умилительный обычай не везде соблюдается.

Погребальная процессия древних христиан, при торжественности своей, представляла вместе и трогательное зрелище любви, дружбы и признательности живых к умершему. Тело усопшего было несено ко храму, а не перевозимо. Друзья, родственники и облагодетельствованные несли тело своих умерших друзей, родственников и благодетелей. Так, святой Григорий Нисский сам нес тело сестры своей Макрины. Иногда сами первосвященники оказывали свое уважение к благочестивым умершим, подставляя свои святительские плечи под гробовые носилки. Впоследствии, впрочем, в больших городах учрежден был особенный класс людей для выноса тела умерших христиан. В Африке эта обязанность лежала на кающихся. 81-е правило IV Карфагенского Собора повелевает кающимся выносить мертвых и погребать их.

Благочестивый обычай — останавливаться с погребальною процессиею пред храмами, встречающимися на пути, и молиться здесь о упокоении усопшего, имеет древнее основание. Историк Созомен повествует, что когда тело Мелетия, епископа Антиохийского, несено было из Константинополя в Антиохию, то в городах при каждом месте, достойном уважения, процессия останавливалась, и пелись псалмы.

В Большом Требнике, в Последовании исходном монахов, сказано: «Вземше братия мощи умершаго, относят в церковь, и аще убо священник есть отшедый брат, полагаются мощи его посреде храма, аще же простец (то есть простой монах), в притворе». То же говорит и Симеон Солунский: «Усопших настоятельствовавших и освященных отпевают внутри храма, а монахов простых и мирян в притворе, что мы еще видим в некоторых святых обителях».

Но он прибавляет, что ныне этот чин оставлен. Поэтому в Требнике, в последовании погребения мирских человек, и читаем: «Егда же приидут во храм, мощи убо полагаются в паперти (или в храме), яко же зде в Велицей России обыче». По принесении в церковь тело умершего поставляется посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку (головою к западу, а ногами к востоку), а около гроба ставятся светильники. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы не только живые, но и умершие участвовали духовно в приношении таинственной Жертвы, и чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми и запечатленными устами, молил благого Бога о помиловании самым своим положением.

Братья и сёстры, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк и не забывайте прокомментировать!