Так как, по учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, то, без сомнения, в это время она (душа усопшего) имеет великую нужду в помощи Церкви. Чтобы облегчить душе переход в другую жизнь, над гробом православного христианина, тотчас по смерти его, начинаются молитвы об упокоении души его, или поются панихиды.
Начало панихид, или всенощных бдений, восходит к самым первым временам христианства. Гонимые иудеями и язычниками, христиане могли молиться и совершать Бескровную Жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. Ночью же только могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-либо страдальца за Христа они тайно, с большими предосторожностями и иногда с величайшими опасностями для самих себя, уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный, безопасный дом; здесь, в продолжение всей ночи, они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали на служение Ему, как, например, проводил на вечный покой святой Григорий Нисский сестру свою Макрину (память ее 19 июня). Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидою, то есть всенощным бдением. Отсюда молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.
Панихида начинается псалмом 90-м: «Живый в помощи Вышняго», и так далее. В этом псалме выражается мирная бестревожная жизнь человека, живущего под покровом Всевышнего, — до того мирная и бестревожная, что его не могут возмутить не только никакие страшные для других явления здешней жизни, но даже и переход из этой жизни в другую, столь ужасный для всех. Ничего не убоится он, — не только жизненных стрел, но и ужасов смертной ночи. Откуда же такая небоязненность? От несокрушимой ничем веры в слова Господа: За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его (Пс. 90, 14-15). Можно ли с таким Заступником и Покровителем бояться чего бы то ни было, хоть бы то было страшнее самой смерти?
После псалма следует великая ектения, в которой после каждого прошения молящиеся возглашают: «Господи, помилуй».
«Миром Господу помолимся».
«О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся».
«Помолимся Господу об оставлении согрешений скончавшегося, да незабвенна будет память о нем».
«Помолимся Господу об упокоении, мире и доброй памяти всегда незабвенного раба Божия (такого-то)».
«Помолимся Господу, чтобы Он простил ему всякое согрешение, намеренное и не намеренное».
«Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) мог без осуждения предстать пред страшным Престолом Господа славы».
«Помолимся Господу о тех, которые плачут, скорбят, ждут утешения от Христа».
«Помолимся Господу, чтобы скончавшийся был избавлен от всякаго мучения, скорби и душевных страданий, и был вселен там, где все полно светом лица Божия».
«Помолимся, чтобы Господь Бог наш упокоил душу его в месте светлом, радостном, мирном, там, где праведники пребывают».
«Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) вступил в среду Авраама, Исаака и Иакова».
«О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся».
«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию».
«Испросив милость Божию, Царство Небесное и оставление грехов тому (скончавшемуся) и себе самим, поручим Христу Богу друг друга и всю нашу жизнь» (Тебе, Господи).
«Чтомым же ектениям, иереи вси, преклонше главы, чтут молитву сию тайно:
Боже духов и всякой плоти, победивший смерть, уничтоживший власть диавола и даровавший жизнь Твоему миру! Сам, Господи, упокой душу скончавшагося раба Твоего (такого-то) в месте света, блаженства, мира, где нет никаких мук, скорбей и душевных страданий. Как благий и человеколюбивый Бог, прости ему всякое согрешение, совершенное им или словом, или делом, или мыслию; потому что нет человека, который провел бы земную жизнь без греха: един Ты без греха; правосудие Твое — правосудие вечное и слово Твое — истина».
Первостоятель же возглашает:
«Потому что Ты, Христе Боже наш, воскресение, жизнь и упокоение усопшаго раба Твоего (такого-то), и Тебя прославляем с безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и благим, и Животворяшим Твоим Духом, теперь и всегда и в вечные веки, аминь».
Затем Аллилуиа трижды и тропарь:
«Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, едине Содетелю, упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего: на Тя бо упование возложи, Творца и Зиждителя и Бога нашего».
Слава:
«На Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего».
И ныне:
«Тебе и стену и пристанище имамы и молитвенницу благоприятную к Богу, Его же родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение».
После этого поется 118-й псалом, или 17-я кафизма, обозначаемая в богослужебных книгах словом: Непорочны (словом, находящимся в первом стихе ее: «Блажени непорочнии, в путь ходящии в законе Господни»). В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем. Особенность пения ее состоит здесь в том, что она разделяется не на три славы, как прочие кафизмы, а на две половины, или стати и. В первой половине к каждому стиху прибавляется припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего». Окончательные стихи (92-й и 93-й) первой половины: «Если б не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня», — поются трижды.
Потом ектения малая, собственно — заупокойная: «Паки и паки миром Господу помолимся».
«Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Божия (имя рек) и о еже проститися ему всякому прегрешению, вольному же и невольному».
«Яко да Господь Бог учинит душу его, идеже праведнии упокояются».
«Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего просим». (Подай, Господи.)
«Господу помолимся».
Иерей произносит «втай» (Типикон, гл. 14) молитву: «Боже духов». Лик же поет тихогласно (Типикон, гл. 14 и последование субботы мясопустныя): «Господи, помилуй» 40 раз, дондеже скончает священник молитву: «Боже духов» (Типикон, гл. 13).
Затем возглас: «Яко Ты еси воскресение и живот...»
После этого поется вторая статья кафизмы, начинающаяся словами (ст. 94): «Твой есмь аз, спаси мя; яко оправданий Твоих взысках», с припевом к каждому стиху: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». В заключение поются трижды конечные стихи псалма: «Жива будет душа моя и восхвалит Тя; и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих яко овча погибшее; взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых».
Вслед за этими поются тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8), с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: «Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим».
«Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда чрез раскаяние, я, потерянная овца. Спаситель! Воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня».
«Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как агнцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется! Молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов».
«Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной жизни наложили на себя крест, как ярмо, и верою последовали за Мной! Придите, насладитесь теми наградами, которыя Я приготовил вам, и венчайтесь венцами небесными».
«Хоть и ношу я на себе язвы грехов, но все же я — отражение Твоей невыразимой языком человеческим славы. Владыка! Окажи милосердие Твоему созданию, очисти по Своему человеколюбию и даруй мне желанную отчизну, делая меня снова жителем рая».
«Ты, вначале из ничтожества создавший меня и украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять возвративший меня в землю, из которой я взят! Возставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство».
«Боже! Упокой раба Твоего и всели его в раю, где лики Святых и праведники сияют как светила (небесные). Господи! Упокой скончавшагося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его».
(Слава): «Благоговейно воспеваем Трисиятельное Единаго Божества, взывая: Свят Ты, Отец, безначальный и собезначальный Сын и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь вечнаго огня».
(И ныне): «Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех, Ты, чрез Которую спасся род человеческий!
Богородица Чистая, благословенная! Да найдем и мы чрез Тебя рай».
«Аллилуия, слава Тебе, Боже!» (трижды).
Затем заупокойная ектения, седальны, псалом 50-й и канон усопших, с припевом к тропарям: «Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего».
По третьей песни ектения и седален:
«О, поистине все — суета, вся жизнь — тень и сновидение. Так напрасно ж суетится всякий житель земли (всякий земнородный), как говорит Писание: хотя бы мы приобрели и целый мир, все-таки переселимся в могилу, куда переселяются одинаково и цари, и нищие. Но, Христе Боже, упокой преставившагося, как человеколюбивый».
По шестой песни — ектения и кондак:
«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезней, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная».
Икос: «Сам Ты, Творец и Создатель человека, един безсмертен; а мы — все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты — земля и в землю возвратишься. Туда-то все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия».
По девятой песни — Трисвятое, «Отче наш» и заупокойная лития:
«Спаситель! Упокой с праведными духами душу раба Твоего скончавшагося, сохраняяй ее в блаженной жизни, которая у Тебя, человеколюбивый».
«Господи! Упокой душу раба Твоего в месте покоя, где покоятся все Святые Твои, ибо Ты един человеколюбивый».
(Слава): «Ты — Бог, сошедший во ад и освободивший содержавшихся там: Сам упокой и душу раба Твоего».
(И ныне): «Дева, единая чистая и непорочная, родившая Бога без семени! Моли, чтобы спаслась душа его».
Ектения и отпуст, в заключение которого возглашается: «Господи! В блаженном успении подай вечный покой скончавшемуся рабу Твоему (такому-то) и сотвори, чтобы незабвенна была память его».
«Вечная память!» — отвечают на это возглашение трижды молящиеся.
Братья и сёстры, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк и не забывайте прокомментировать!