Иван Гончаров, автор "Обломова", с одной стороны, во всех своих трёх произведениях (также это "Обыкновенная история" и "Обрыв") обличал лень. Но это чувство лени, сонливости развилось в нечто большее, чем изначально задумывал автор.
Иван Гончаров
Почему все три главные произведения рассказаны об одних и тех же типажах героях и с почти идентичными ситуациями? Главные герои, Илья Ильич Обломов, Борис Павлович Райский и Александр Адуев, все они несколько патриархальны, статичны; они очень тонкие и чувственные натуры, но именно в силу этого они просто не могут найти себе места в новой, меняющейся реальности (потому Обломов умирает от метафоричного ожирения сердца, Райский уезжает заграницу, а Адуев теряет всю свою лиричность и становится карьеристом - каждый из них по-своему приспособился к новой реальности). Они, безусловно, хотят настоящих чувств, главное из них - любовь, хотят в определенные моменты страсти и жизни, но все это потом становится не подходящим под их темпераменты, от которых они не готовы отказываться.
Почему же идея о меняющемся психоделичном мире, о ненужных романтиках, о неспособности что-либо делать так волнует Ивана Александровича на протяжении всей жизни? Всю жизнь он, если можно сказать, болел прокрастинацией, об этом можно утверждать по его письмам:
Я очень разнообразно провожу время: то убиваюсь хандрой и желчью, то на пять минут развеселюсь так, что святых вон понеси, вчера так вот был пьян, немного простудился и крапивная лихорадка усеяла мой лоб премиленькими пятнышками. А основанием глубокой тоске и внезапному веселью служат мои больные нервы, так что и надежды нет, чтоб я когда-нибудь окончательно придержался чего-нибудь одного, то есть чтоб или захандрил или развеселился однажды навсегда. И ведь это с детства так: я помню, мне было лет восемь, а я уж тосковал часто или веселился без причины. Нечего делать, знать таким уродился, таким и останусь.
При этом Гончаров сознает, насколько он пусто проводит свое время, - и потому он создает Андрея Штольца и Марка Волохова, людей энергичных и современных. Эти два ярких персонажа - отображение того, каким человеком писатель хотел себя видеть в жизни: не праздным бездельником, но активным и инициативным.
В силу своей человеческой особенности, Иван Александрович был заточен в этом праздном круге прокрастинации, несмотря на все желании вырваться из него.
Градация автопортретов
Гончаров пытался разорвать свои оковы лени и сна: конечно, полностью ему это не удалось сделать, но приблизиться (благодаря своим инициативным Штольцам и Волоховым) он сумел.
Через все его три-о ("Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв") видно, как Гончаров пытается выбраться из своего сладкого болота, из своей Обломовки.
Адуев. "Обыкновенная История"
В первом романе главный герой Александр Адуев, выбросив из себя все романтичность из-за отказа любимой Наденьки, стал циничным, алчным и грязным: он утратил свою девственную чистоту духа творца, променял ее на физические блага жизни и расчетливость. (Гончаров вообще очень любит делать своих героев автопортретами. Так как в 1847 он был молод, то и его герой в силу возраста смог приспособится к новой жизни).
Илья Ильич. "Обломов".
Но уже в "Обломове" видно, как теряется вся инициативность Адуева - следовательно, и самого Ивана Александровича - и заменяется пассивностью Обломова. Илья Ильич что-то пробует делать, но быстро бросает. На время к жизни его возвращает любовь, но вскоре и она уходит. Обломов спускается все ниже и ниже, но при этом он не теряет своей настоящей душевности и искренности, как потом говорит Андрей Штольц. Уже видно, что сам Гончаров поменялся: он уже не готов меняться под условия, он вошел в статичность и цикл, но при этом внутренне он становится более развит и многогранен.
Райский. "Обрыв".
И в последнем романе, в"Обрыве", происходит кульминация Ивана Александровича над собственной прокрастинацией, идущей красной нитью по всем его романам. Борис Райский - художник, лишенный всякого постоянства (это идет еще с детства, когда Борис, не завершая одного полотна, хватался за другое). Сам Гончаров писал в своих дневниках, что его настроение постоянно меняется, как меняется настроение и стремления Райского. Борис не знает покоя, он напрочь лишен настойчивости и постоянства (последнее гиперболизировано было у двух других героев потому, что для Гончарова это было особо проблемой). Потому Райский - последний, завершающий персонаж в развитии личности Гончарова.
Итог
Видно, что Иван Александрович - человек, прекрасно понимающий свою переменчивость, прокрастинацию, пассивность, лень, сон - боролся с этим на протяжении всей жизни своими книгами. Возможно, ими он пытался оправдать все свои пороки; возможно - хотел замотивировать себя на активную, настоящую деятельность и жизнь. Чем бы ни являлись для самого писателя его романы, он все равно сумел описать и честно рассказать то, о чем до него молчали - о лени, о пассивности, об обломовщине, о России: о нем.
Самолюбие – почти единственный двигатель, который управляет волей.
© Иван Александрович Гончаров