К 80-летию ОКБ имени Сухого
Каждый самолет, разработанный в опытном конструкторском бюро Павла Осиповича Сухого, — страница мировой авиационной истории, и не только воинской. Под его личным руководством создано более 50 типов самолетов, а коллективом ОКБ — около 100 типов воздушных машин и их модификаций. Более 60 типов выпускались серийно, а общее число серийно выпущенных самолетов превышает 10 000 экземпляров. Свыше 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах «Су» установлено более 50 мировых рекордов.
Основатель великой авиационной державы
Он родился в 1895 году, в 1914 году поступил в Московское императорское техническое училище, которое ранее окончил его будущий учитель А. Н. Туполев. В 1916 году Сухого призвали в армию. После завершения школы прапорщиков в 1917 году он был отослан на Западный фронт в действующую армию, где служил в пулеметной роте — шла Первая мировая война. После революции 1917 года фронт окончательно развалился, а Павел Сухой был демобилизован и вернулся к себе в родной Гомель, где какое-то время трудился учителем математики. Летом 1921 года он принимает решение вернуться назад в Россию и продолжить свое обучение. В 1925 году учеба для Павла Сухого подошла к концу. Андрей Туполев уже тогда разглядел в Павле талант авиационного конструктора, поэтому пригласил молодого инженера на работу в конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве.
Первой работой стал истребитель И‑4, затем И‑14 и ряд других проектов. В 1932 году Павла Сухого назначают ответственным руководителем по проектированию и постройке машины РД («рекорд дальности» — АНТ‑25). В 1937 году экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова успешно выполняют ставшие легендарными перелеты через Северный полюс в США. АНТ‑25 стал первым самолетом в мире, у которого топливные баки размещены внутри крыла. После перелета из Москвы в США, совершенного на этой машине Валерием Чкаловым, Георгием Байдуковым и Александром Беляковым, американцы назвали нашу страну великой авиационной державой.
В 1938–1939 годах Павел Сухой принимает участие в конкурсе на разработку ближнего бомбардировщика «Иванов» и одерживает в нем победу, благодаря которой и стало возможным организовать собственное КБ. Первым самолетом, созданным в нем, стал легкий бомбардировщик Су‑2 («Сухой‑2»). В годы войны сражались экипажи более 900 самолетов Су‑2.
Незаурядность замысла и уникальность воплощения
Когда в активную фазу вступает развитие реактивной авиации, ОКБ Сухого работает над опытным реактивным истребителем Су‑9. До 1949 года создаются не только Су‑9, но и Су‑11, Су‑15 и Су‑17. К тому времени уже полностью сложился костяк творческого коллектива ОКБ Сухого. Но в 1949 году советское правительство решило изменить приоритеты, расформировав бюро Сухого. В этот период Павел работает заместителем Андрея Туполева.
Во всех его работах можно легко проследить незаурядность творческих замыслов, обоснованный технический риск и уникальность воплощения на практике. В актив Павла Сухого, как конструктора, а также его сподвижников и коллектива конструкторского бюро можно занести с пометкой «сделано впервые» убирающееся в полете шасси (посредством автоматической системы), топливные баки-отсеки крыла, гладкую металлическую обшивку, бустер в системе управления, катапультируемое кресло летчика, тормозной парашют, систему спасения экипажа самолета в отделяемой кабине и многое другое. В этот ряд можно добавить и гермокабину. Данное техническое решение было предложено для высотных самолетов еще в довоенный период.
В мае 1953 года в советском правительстве признали ошибку и вновь поставили Павла Сухого во главе своего собственного КБ. В дальнейшем под непосредственным руководством знаменитого авиаконструктора было спроектировано несколько типов самолетов с большим количеством модификаций, каждая из которых могла называться прорывом в советской и мировой авиации.
Творческая лаборатория авиаторов
Большое внимание знаменитый авиаконструктор уделял вопросу развития лабораторно-стендовой базы предприятия, создавать которую начали еще в 1954 году со строительства полноразмерного стенда гидромеханической системы управления. При этом все новшества проходили отработку и испытания в лабораторных условиях на полунатурных стендах, а также на летающих лабораториях. Объем предварительных испытаний и проверок должен был свести к минимуму технологический риск внедрения новейших технологий. Данный подход отражался в работе всего КБ Сухого, где в каждом отделе существовал свой научно-исследовательский комплекс соответствующей направленности.
Последним самолетом, созданным при жизни П. О. Сухого, стал Су‑25. Он жил и работал в Москве, где и скончался 15 сентября 1975 года.
Опыт, накопленный коллективом ОКБ за многие десятилетия, позволил создать целое семейство спортивно-пилотажных самолетов «Су». Выступая на этих машинах, сборная команда СССР и РФ по высшему пилотажу завоевала на чемпионатах Мира и Европы 156 золотых, а всего 330 медалей. Компания «Сухой» является спонсором сборной России по высшему пилотажу. К 2013 году выпуск самолетов прекращен. Известным приверженцем пилотажных самолетов марки «Су» является абсолютная чемпионка мира Светлана Капанина, которая неоднократно поднимала вопрос о возобновлении их производства.
На службе гражданской авиации
Отдельно следует отметить и деятельность знаменитого конструкторского бюро в области гражданской авиации. С этой целью в 2000 году была основана отдельная компания — АО «ГСС» (Гражданские самолеты Сухого). В том же году начались работы по проекту SSJ‑100. Речь шла о региональном самолете, который должен был заменить Ту‑134 и отчасти Як‑42. Самолет создавался в кооперации с корпорацией Boeing и Авиационным комплексом имени С. В. Ильюшина. Примечательно то, что этот самолет в истории российского гражданского авиастроения стал первым, который изначально проектировался по безбумажной технологии, и только с использованием специальных компьютерных программ.
В 2011 году началась его коммерческая эксплуатация. Основным заказчиком был и остается «Аэрофлот», в парке которого насчитывается наибольшее количество воздушных судов данного типа. Сегодня SSJ‑100 стал объектом жесткой критики после трагедии в Шереметьево 5 мая нынешнего года. Но SSJ‑100 не стоит на месте. На прошедшем авиасалоне МАКС‑2019 в небе был продемонстрирован самолет с новыми законцовками крыла. На статической стоянке экспонировались два серийных экземпляра, принадлежащих авиакомпаниям «Аэрофлот» и «Якутия». Заказы на «Суперджет» продолжают поступать. Недавно очередной самолет был передан авиакомпании «Азимут». В перспективе он полностью займет региональную нишу, в которой в прошлом присутствовали Ту‑134 и Як‑42.