Мнений по поводу сочетаемости глубокой религиозности и психологии довольно много. И среди них встречаются порой самые категоричные, вплоть до «православному психолог не нужен никогда и ни при каких условиях».
Отчасти я разделяю эти сомнения: особенно, если речь идет о том, чтобы довериться, например, психологу-астрологу или психологу-нумерологу (и нумерология и астрология лежат вне православных взглядов на мир) или психологу с непрофессиональным отношением к ценностям клиента (когда психолог более или менее вежливо критикует веру клиента).
Чем же может психолог помочь православному человеку (особенно если итак все понятно: соблюдай заповеди, а если что-то идет в жизни не так – можно относиться к этому как к воле Бога).
Я бы выделила две большие области, с чем человек может обращаться к психологу – это улучшение жизни и помощь в сопротивлении греху. Сегодня про первое.
Часто так бывает, что люди рассматривают любые свои жизненные обстоятельства – как волю Бога о себе. Ничуть не умаляя ценности и важности такого отношения, я хочу отметить, что очень часто наши жизненные обстоятельства – это не только и не столько воля Бога о нас, сколько результат нашего творчества и нашей воли о себе. При этом, часто желая лучшего для себя и своих близких – мы ошибаемся. Иногда эти ошибки понятны и ясны (например, никогда не занимались ребенком=ребенок, как минимум не похожий на нас). Иногда не все понятно (например, после третьего развода женщина может прийти к выводу «мужчины на Руси перевелись»-хотя, если развод уже третий, были ошибки или при выборе пары или при поведении в браке). Иногда совсем не понятно («у меня долгов и кредитов на несколько лет вперед, потому что вся Россия так живет» - хотя, если осмотреться по сторонам повнимательнее – порой можно увидеть, что не все и не всегда так живут). Что я хочу сказать – это то, что порой к текущим жизненным обстоятельствам нас приводит не воля Бога, а наши ошибки (хотя, по особенно горячим молитвам – Бог порой исправляет любые ошибки). При чем порой нам самим трудно понять, а где же наши ошибки, и в чем они состоят, и можно ли что-то поправить, чтобы прямо сейчас или хотя бы через полгода – начать жить лучше. Что же я пишу про ошибки? Может быть, кто-то, условно, «дурак», а психолог якобы умный, и подскажет, что надо делать? Нет, ни в коем случае!
В тех психологических подходах, которые базируются на научной основе (примеры: транзактный анализ, экзистенциальная психология, когнитивно-бихевиоральная терапия) – нет «правильной», и «не правильной» жизни: есть выбор, который мы делаем каждый день. Выбор этот мы основываем не только на реальности, наш жизненный опыт очень сильно влияет на то, что мы делаем. И, если у человека накопились непрожитые душевные травмы, неверные установки – то выбор человек делает не только и не столько на основе реальности, сколько на основе своего видения реальности, искаженного под влиянием травмирующего опыта. Соотвественно, решения, которые принимает человек – тоже будут искажены.
Психолог, владеющий необходимыми подходами и сохраняющий профессиональную позицию по отношению к ценностям клиента – может помочь человеку найти новые пути взаимодействия с реальностью, такие, в которых будет гораздо больше настоящего со-творчества с Богом и подлинной свободы.