Спрашивал святой Макарий Александрийский Ангела, сопровождавшего его в пустыне: «Прошу тебя изъяснить сие: когда святыми отцами предано совершать в церкви приношение Богу, за усопшего в 3-й, 9-й и 40-й день, то какая из того происходит польза душе преставившегося?»
Ангел ответствовал: «Бог не попустил ничему быть в Церкви Своей неблагопотребному и бесполезному, но установил в Церкви Таинства и повелел совершать оные. Ибо когда в 3-й день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую она чувствует от разлучения с телом, получает потому, что за нее совершено славословие и приношение в Церкви Божией, от чего в ней рождается благая надежда. В продолжение же двух дней душе позволяется, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В 3-й же день Тот, Который воскрес в 3-й день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих». Итак — Церковь имеет благое обыкновение совершать в 3-й день приношение и молитву за душу!
«После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные приятные обители святых и красоту рая.
Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Содетеля всего, Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если она виновна во грехах, то, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя, говоря: “Увы мне! Как я осуетилась в том мире! Увлеклась удовлетворением плоти и провела большую часть жизни в беспечности, и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне, бедной!”
По рассмотрении же, в продолжение шести дней, всей радости праведных, душа опять возносится Ангелами на поклонение Богу. Итак — хорошо делает Церковь, совершая в 9-й день службы и приношение за усопшего.
После вторичного поклонения Владыка всех повелевает провести душу по аду и показать ей находящиеся там места мучения, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим различным местам мук душа носится 30 дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденною на заключение в них. В 40-й день она опять возносится на поклонение Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам ее местопребывание. Итак, правильно поступает Церковь, совершая поминовение в 40-й день об усопших, принявших Крещение».
Таково ангельское откровение святому Макарию Александрийскому о состоянии душ усопших!
Итак, 40-й день от разлучения души с телом есть день определения участи или жребия души в загробной жизни до всеобщего воскресения, на частном суде Христовом.
При этом нельзя не отметить знаменательного соответствия между состояниями Господа Иисуса Христа и судьбою усопших.
«Как в 40-й день не от смерти Господа, так как она разрешилась Его воскресением, но — именно — от Его воскресения, Господь превознес восприятое Им в Свою личность человеческое естество в решительное состояние Своей славы — восседание на Престоле Его Божества, одесную Отца: так, по этому первообразу, усопшие — в 40-й день по смерти своей — входят своими душами в определенное, соответственное своему нравственному достоинству состояние.
Как Господь, совершив дело нашего спасения в Своей жизни и смерти и запечатлев его Своим воскресением, увенчал все это дело вознесением в 40-й день Своей прославленной жизни: так души усопших, совершив свое жизненное поприще на земле, в 40-й день своей загробной жизни, в области духовной получают, по Христову суду (частному еще, конечно), свой заслуженный жребий.
Как Господь наш, вознесшись в 40-й день Своей жизни, открывшейся в Нем по смерти Его воскресением, всегда сидит одесную Бога Отца, прочее ожидая, дондеже положатся врази Его подножие ног Его (ср.: Евр. 10, 12, 13): так и усопшие в своем состоянии и жребии, присуждение которого им от Господа Церковь полагает в 40-й день по их смерти, остаются (хотя и не без возможности перемены) до всеобщего воскресения и Страшного Суда Христова».
Это соответствие признается и утверждается в самом Слове Божием. Апостол говорит: как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, единожды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение(ср.: Евр. 9, 27, 28).
Братья и сёстры, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк и не забывайте прокомментировать!