Приятель, прочтя «Тело и дух», с улыбкой заметил:
Ваш путь был тернист.
«О, ты и не представляешь, насколько!» — подумал я, — «Всю жизнь я барахтался в терниях!»
И, может быть, это вообще нормально для человека. Если бы не масса трудностей, травм физических и психических, препятствий и обломов — разве жили бы люди в невежестве, ограниченные несовершенствами и проблемами?
Многие религии говорят об изначальной чистоте человека. В Библии — человек создан по образу и подобию Божьему… В буддизме — природа человека совершенна и незапятнанна… И современная психология говорит, что все младенцы одарены — с познавательной потребностью, которая движет всё наше развитие. Эта потребность зовёт нас исследовать свои возможности и развивать таланты. Не принуждённо, а из внутреннего желания и интереса. Когда человек не теряет познавательной потребности, то вырастает проницательным, талантливым, живущим интересно…
Но, оглядываясь вокруг, сколько можно увидеть жизней ограниченных, неуклюжих… в колее дурных привычек?..
Похоже, многих людей било и било житейскими обстоятельствами, корявыми событиями и отношениями, выбивая свет из глаз, тепло из сердца, любознательность и готовность развиваться, готовность оставлять дурные привычки позади.
Точно знаю, что такое впечатление возникало не только у меня: и собеседники жаловались, как трудно жить среди грубости, невежества и ограниченности; и иные писатели, оглядывая бытие, отмечали ощущение нелепости… Кажется, Венечка Ерофеев в «Москве-Петушках» сказал: «Всё в жизни должно быть медленно и неправильно».
И когда новичок берётся за духовную практику и пытается осознать себя, анализировать своё поведение — то как часто это приводит в уныние! Кажется, я и моя жизнь такие «медленные и неправильные», в атмосфере несовершенства и нелепости…
Но такой взгляд на мир, на самом деле, возникает лишь тогда, когда мы создаём себе эту мысленную атмосферу — наполняя её своими привычными озабоченными мыслями.
У вас есть другая возможность: осознавать себя и анализировать явления жизни без создания обыденной атмосферы.
А заниматься любыми практиками можно без погружения в оболочки ограниченности и принуждённости.
В этом — суть мгновенного просветления, о котором говорят дзенские учителя.
Пробуждённость (иначе называемая просветлением) возможна здесь и сейчас.
Это бывает трудно пережить на практике, но лишь оттого, что мы привыкли оставаться в обыденных состояниях и кручениях ума. Чтобы испытать освобождение, прекратите порождать атмосферу ограниченности. В мыслях, чувствах…
Прекратите раскладывать повсюду унылые ярлыки и суждения. Воздержитесь, впустите взамен свободное пространство.
Вместо унылых констатаций — оставьте появляющиеся явления в их собственном виде.
Не стараясь перекричать, а принимая созерцанием.
Примите как единство обе стороны реальности:
- и безграничность, здесь и сейчас,
- и проявленность переживания.
Отпустите все способы восприятия и целиком лягте в то, что происходит.
Когда все удержания отпущены, больше нет разделений.
Происходящие явления движутся свободно, по совокупному намерению.
Больше нет «меня», пытающегося что-то сделать, озабоченного чем-то. По правде, нет даже бесконечности — потому что это лишь воображаемое понятие.
В полноте того, что есть — в нераздельности — движение свободно.
Дела выполняются, но без заключения себя в оболочки. Все ограниченности отпущены. Внимание положено.
Хуэйнен, неграмотный дровосек, пробудился, услышав:
«Нигде не пребывая, дай явиться уму».
Как же это сочетается с реальной, неуклюжей жизнью — и нашими проблемами?
Когда проблемы появляются, их решение происходит. Без возникновения противостоящего «я».
Нет атмосферы ума, поэтому нет неуклюжести. Нет уныния. Пространство изначально чисто и никогда не запятнано.
Со стороны, при взгляде на это умом ограничений, это может казаться чем-то чудесным, выходящим за пределы, мудрым, возвышенным. На самом деле, это просто естественное, истинное проживание.
Не в неуклюжести и не в ловкости. Не в терниях и не у Христа за пазухой. Без атмосферы ума, течение явлений свободно.