Когда парки Петергофа отправлены в зимний отпуск, самое время пройтись по музеям. Не все из них работают, дворцы Марли и Монплезир тоже ждут лета. А вот Банный корпус, который составляет единый ансамбль с дворцом Монплезир ( фр. mon plaisir — «мое удовольствие») - очень даже интересно посетить. Интереснейшее место!
Первоначально Банный корпус был гораздо меньше, за всю историю существования его сначала достраивали, потом перестраивали (историческое здание было деревянным).
По названию понятно и назначение - самое что ни на есть бытовое. Хотя, кроме этого, в Банном корпусе были и гостевые комнаты. Сам Петр I жил в Монплезире, а гостей селили сюда.
В Гостевых покоях можно в подробностях рассмотреть комнату отеля петровских времен. Ширма в китайском стиле, комод, кровать, а на кровати - грелка с длинной ручкой, чтобы согревать постель.
Перед комнатой на стене - правила поведения, так называемые «Пункты о Петергофе». И похоже, что с тех пор мало что изменилось))
С Гостевыми покоями соседствует Мыльня для кавалеров. Исторически здесь была первая деревянная баня, построенная для Петра I.
Когда Петр посещал Версаль, он был очарован парком и дворцом, но особо отметил тяжелый запах.
В России проблем с водой не было, народ всегда отличался чистоплотностью, и это наглядно демонстрируют интерьеры Банного корпуса.
Конечно, эта баня особенная - для императорской семьи, для аристократии. Здесь же мылись придворные и гости. Причем, дни посещения делились на мужские и женские.
Смотрите - холодная вода в стене, горячая - в баке, вмонтированном в печку. В ванне - лопатка для перемешивания воды.
Очень интересное сооружение на печи. Интересно, догадались бы вы, что это и с какой целью там лежит?
Не буду больше интриговать. Это пушечные ядра. Лейб-медики решили, что испарения от камней, на которые плещут водой, вместе с каменной пылью вредны для здоровья. Поэтому и заменили их чугунными ядрами.
Идея эта - из солдатских будней. В России даже солдаты, даже в полевых условиях, периодически устраивали себе баню. Благо, в пушечных ядрах недостатка не было, а русский человек любит баню))
Рядом с Мыльней для кавалеров - комната для отдыха. За ширмой переодевались. После бани здесь можно выпить чаю или морсу, отдохнуть. На диване - трубка Петра I.
У стены стоит столик с откидными крыльями. На нем щетки для одежды, для полировки ногтей. 2 крючка: большой для того, чтобы натягивать ботфорты (у них внутри были штрипки), а тот, что поменьше - для застегивания пуговиц и шнуровки корсета. Нет, не женского. Мужчины в то время тоже носили корсеты!
Рядом - большие флаконы для одеколона.
Одеколон изобрел итальянец Джованни Фарина. Он добавил к спиртовому раствору мяты и бергамота масла цитрусовых и говорил, что этот запах напоминает ему воздух родной Италии.
Свое изобретение Фарина назвал в честь города, в котором жил - Кельна. Звучит это так: eau de Cologne - «Кельнская вода».
Когда невозможно было посетить баню, обтирались одеколоном.
Здесь же совершались медицинские манипуляции, характерные для того времени (кровопускание, например).
Медицина в то время была подвержена идеям освобождения организма от лишней жидкости, так что все это было в порядке вещей.
Эти предметы были подарены Петергофу Военно-медицинской академией.
Мыльня для кавалеров - первое из нескольких помещений этого чудесного СПА-комплекса XVIII-XIX веков. Впереди еще много интересного. Продолжение здесь:
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Еще больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»