Найти тему

ТАЛЛИНСКИЙ ПЕРЕХОД. Удар по Балтийскому Флоту

Оглавление

Летом 1941 года немецкая группа армий «Север» встретила ожесточённое сопротивление советских войск в Прибалтике. Потеря темпа наступления, изматывающие сражения и увеличивающиеся потери вынудили немецкое командование изменить план наступления. Часть войск ушла в северо-восточном направлении и к концу августа вышла к Финскому заливу, отодвинув линию фронта к Ленинграду, и отрезав город-порт Таллин от линий снабжения. Плачевное положение Таллина и сжимающееся кольцо немцев вынудило командование советского флота начать эвакуацию кораблей и военных. В историю это событие вошло под названием «Таллинский переход».

Срочная эвакуация

Базирование Балтийского флота в Таллине в то время было вполне обосновано. У столицы Эстонской ССР был развитый портовый комплекс и удачное расположение. В порту находилось около 150 кораблей и судов самого разного назначения.

После начала Великой Отечественной город удавалось оборонять, причем удачно. Однако после разворота группы армий «Север» силы оказались слишком уж неравны. Сухопутная блокада и артиллерийские удары вынудили Ставку объявить об эвакуации.
Планирование операции проходило в спешном порядке. Ещё до блокады города был разработан план эвакуации, согласно которому части РККА могли покинуть Таллин по суше, однако его отверг адмирал Кузнецов, посчитав поспешным бегство из города. Новый план предусматривал разделение флота на три группы. К первой и второй приписывались все имеющиеся тральщики, а третья, состоявшая из грузовых судов и транспортов, не имела тральщиков вовсе.

Долгий путь до Кронштадта

-2

Всего конвою было необходимо преодолеть расстояние в 300 километров. Однако это была Балтика 1941 года, усеянная немецкими и финскими минами, и регулярно подвергавшаяся налетам вражеской авиации. Спешность планирования и отстутствие организованной эвакуации привели к тому, что намеченный на утро 28 августа выход кораблей отложили до полудня. В этой суматохе часть судов перемешалась и уже не было понятно, кто к какой группе относится.

«Посадка на корабли в Таллине была не организована, беспланова и настолько поспешна, что сейчас крайне трудно установить не только число и размещение отступающих по кораблям и погибших, но и убедиться в том, что из Таллина и островов эвакуированы все. Многие командиры не отрицают, а утверждают — довольно значительная часть людей, особенно занятых баррикадными боями, осталась в Таллине» Начальник 6-го отделения 3-го отдела КБФ старший политрук Карпов

После выхода из порта тральщики занялись «прощупыванием» маршрута и вполне успешно. Однако третья группа немного сменила маршрут и, думая, что там безопасно, ушла в сторону. По сути они были правы, но не учли одного — изменился ветер и часть мин отнесло в, казалось бы, безопасный фарватер. Именно таким образом были потеряны все эсминцы-лидеры 3-й группы. Не избежали потерь и первые группы — не все мины удалось отвести. Всё это происходило под постоянными налетами авиации.

-3

Для уничтожения конвоя немцы также перебросили часть Ju-88 с Беломорканала на Таллинский плацдарм. Кроме минной и воздушной угрозы существовала ещё вражеская артиллерия.Так как оба берега Финского залива были в руках врага, корабли и суда вынуждены были держаться в стороне от берега, подставляясь под мины и и нападения торпедных катеров. Уже в первый день стало известно о катастрофических последствиях отложенной эвакуации — было потеряно около двадцати кораблей.

«18:20. Впереди по курсу подорвался большой транспорт, наполненный людьми. 18:22. Подорвавшийся транспорт вместе с людьми ушёл под воду. 18:25. Впереди по курсу подорвался транспорт с людьми. 18:30. Подорвавшийся транспорт с людьми ушёл под воду».
Из судового журнала эсминца «Суровый»

Во второй день погода позволила в полной мере действовать вражеской авиации, в том числе финской. Участились атаки торпедных катеров.

-4

Всего в Кронштадт не пришло 18 транспортов, 15 вспомогательных судов и 19 боевых кораблей — треть надводных сил Балтийского флота. Потери среди личного состава насчитывали около 15 тысяч человек. Масштабы трагедии некоторые участники «Таллинского перехода» сравнивали с Цусимской катастрофой 1905 г.

-5
ЕВРОПЕЙСКИЕ ЭСМИНЦЫ. Горячий анонс
АВИАНОСЦЫ РОССИИ. Взгляд в будущее
LE MEMORIUM. Зима в чёрно-белых тонах