Найти тему
Баланс Белого

Чайкоффские зарисовки. Фотосессия чайной ложке

Одним из первых моих заданий по фотографии была съёмка натюрморта. Оный жанр и по сей день не из моих любимых, и, пожалуй, хуже неподвижных вещей я снимаю, как показывает практика последних дней, только пейзажи. Но возвратимся пока в жаркий июль 15-го...

Кадр № 1. Симметрия в белом пространстве
Кадр № 1. Симметрия в белом пространстве

Жарким он был всё в том же городе Чайковском, что в Пермском крае. Дважды бывала я там, оба раза — на сборах, и оба эти раза все две-три недели тренировались не ниже, чем в +25 по Цельсию, в среднем же стоял твёрдый «тридцатник». Лето 15-го стало для меня временем первых дальних поездок из дома, первых больших путешествий. И все, как назло, без камеры! В негодность пришёл мой «мыльный» Samsung, а телефон был тогда вовсе кнопочным. Наставник не торопил, — он у меня философ — но задание дал. Как найдешь, говорит, камеру, сними несколько объектов с минимумом деталей. Несколько вариантов при разном свете, точке съёмки и т.д. Азы и основы, одновременно простые и сложные.

Кадр № 2. Изгибы и тени
Кадр № 2. Изгибы и тени

Не до съёмок особо, когда у тебя по две тренировки за день, и дней таких по два-три подряд, с перерывами на редкие день-полдня отдыха. Но не только спортом памятны мне те две недели в Чайковском. Тренер обещал одолжить фотоаппарат и слово сдержал. А я впервые взяла в руки зеркалку. Самую настоящую, да ещё какую! Canon 60D с кучей совершенно непонятных мне тогда функций и наворотов. Восторг, конечно, имел место быть при знакомстве со столь мощной техникой. Да и появилась наконец возможность отвлечься от тренировок, выполнить задание Наставника! Словом, было очень интересно и радостно даже в руках держать такую камеру. Но, подержав, взялась пробовать и, спустя около получаса возни, поняла, что ничего толкового такими темпами не выйдет. Никогда, признаться, не дружила я особо с техникой. Вот с Наставником-то через одолженный у товарищей по команде интернет и постигала азы работы с зеркальной фотокамерой. Смеёмся теперь оба, вспоминая это.
Колёсико видишь справа? Крути!
— Ничего не изменилось…
— Режим какой? Смени на М, это «мануал», ручной.
— О, теперь вижу цифры!
Вот и крути колёсико рядом со спуском, должна меняться выдержка… — и всё в подобном роде. Таким путём кручения «колёсиков», всё же поняла, что к чему, и через пару дней уже снимала репортажи на Всероссийских соревнованиях, о которых уже рассказывала. Ну а пока что нужно было выполнять задание.

Кадр № 3. Безымянный
Кадр № 3. Безымянный

Глупо, но объект с минимумом деталей оказалось не так-то просто найти. Оглядев разнообразие вещей в комнате, я достаточно долго думала и выбирала. Всё было либо совсем не простым, либо неподходящим. Наконец, выбор пал на чайную ложку и теннисный мяч — куда уж проще. В этой, первой части, будет только первая моя «натурщица», а мячик покажу вторым постом.

Кадр № 4. Изломы на тень
Кадр № 4. Изломы на тень

Итак, были у меня ложка, мяч, подоконник с контровым светом, белый лист бумаги и крутая камера. Ниже можно увидеть, что изо всего этого вышло. Вот это — реально самые первые кадры на зеркалку. И, конечно, пробы камеры, привычка к ней, всё ведь иначе и по-новому. Но съёмка действительно доставляла удовольствие. Казалось, камера всё делает за тебя сама, знай себе — жми на спуск. Но с ракурсами дело обстояло сложнее. Я прекрасно понимала, в чём суть задания — нужно разнообразие в самых банальных вещах. Разные ракурсы, свет, положение объекта… Хм… Знатно напрыгалась я вокруг подоконника, примеряясь и так, и эдак, стараясь понять, как бы сделать что-то необычное. Чтобы это была не просто ложка, понимаете? Ага, амбиции у меня зашкаливали изначально. Юношеский максимализм, что поделать. Но в какой-то момент я увидела, что изгибы металла похожи на изгибы тела модели, человека. Не стану говорить «мне показалось». Нет, я именно увидела. Недаром, видать, столько времени снимала без камеры, взглядом, как учил Наставник.

Кадр № 5. Почти такой же, как 1, 2, 3...
Кадр № 5. Почти такой же, как 1, 2, 3...

Ложка вдруг оказалась действительно очень пластичной и фактурной, а съёмка стала захватывающей. Задание ведь, ответственность, как-никак. А то скажут: «Эх ты, даже на такую технику ничего путёвого снять не смогла», — думала я тогда. Ничего подобного Наставник, конечно же, мне не сказал бы и не скажет. Но тогда я очень гордилась оказавшейся в руках камерой. Соседка по комнате с ухмылкой наблюдала за различными метаморфозами — то сверху на подоконник встану, благо, широкий, то снизу с колен, то сбоку, то деловито подкручу настройки экспозиции. И, наверное, всё это я делала с очень серьёзным и умным видом. Ещё бы — целая фотосессия аж для ложки! Но как у хоккеистов не бывает неважных матчей, а у биатлонистов — гонок, так и у фотографов, а, тем паче, у стремящихся ими стать не бывает неважных съёмок.

Кадр № 6. Вертикаль и пересветы
Кадр № 6. Вертикаль и пересветы

Так как снимки эти — чисто учебные, я даже не прогоняла их через редактор. (Ещё одной причиной на то послужило не особенное умение пользоваться в то время редакторами). Я даже и за натюрморты-то их тогда не считала, только сейчас, найдя эти кадры и взявшись писать материал, поняла, что именно с этого жанра началась в полной мере моя учёба. Ведь одна вещь — тоже натюрморт, как ни крути. Точней, как хочешь, крути, меняй планы и ракурсы, чтобы получить интересный снимок. С простого начинается сложное, но кто сказал, что это простое так уж легко выполнимо? Подчас именно банальные задания и становятся трудными, ведь там остаётесь один на один — ты и твоя фантазия.

Отработав и отпозировав положенное ей, ложка уступила место теннисному мячику, который удачно оказался привезённым на сборы. Не зря я в прошлом теннисист. Но о премудростях съёмки мячей и теннисных историях – чуть позже.

Чайковский, июль 15-го

Заглядывайте в другие части «Чайкоффских зарисовок» :

Чайкоффские зарисовки. Биатлон, Сборная России
Чайкоффские зарисовки. Портреты Местного
Чайкоффские зарисовки. Не умеешь — берись!
Чайкоффские зарисовки. Соревнования сквозь объектив

Продолжение следует...