Третьяковы — российские купцы, прославившиеся своим художественным вкусом и меценатством, семья, которой многим обязана российская культура. Российский купеческий малоярославский род (упоминается с 1646 года). Торговали льняным полотном и пряжей, владели текстильными предприятиями.
В 1774 году основатель рода Третьяковых — семидесятилетний Елисей Мартынович занимался скупкой льна в Калужской области, после чего переехал в Москву где начал производство тканей и обзавелся несколькими льнопрядильными производствами, главным образом, в Костроме. Его сын, Захар Елисеевич, поселился в Замоскворечье вместе со своей женой Лукерьей Лукиничной и пятью детьми. Когда жена умерла, он женился второй раз, и в этом браке родилось два сына — Михаил и Сергей.
В 1816 году Захар Елисеевич был хозяином пяти смежных лавок на углу Холщевого и Златокружевного рядов близ Ильинки. Чувствуя приближение последнего часа, он загодя внес в опекунский совет необходимое количество денег, чтобы обеспечить своих несовершеннолетних сыновей.
После смерти Захара Елисеевича братья торговали каждый для себя, а в 1830 году произошел окончательный раздел. Родительский дом и наследство умершего Сергея отошли к Михаилу Захаровичу, но все равно в Москве он считался небогатым купцом и незавидным женихом. Когда в 1831 году Михаил Захарович женился на дочери купца Борисова, экспортировавшего сало в Англию, москвичи сочли, что брак неравный: ведь Борисов дал 15 тысяч рублей приданого, да и невеста была на 11 лет младше жениха.
Тем не менее молодые любили друг друга. Жили они скромно, но в полном согласии. Жена, Александра Даниловна, вела домашнее хозяйство, а Михаил Захарович целыми днями занимался делами. Но и отдыху было место: ездили на гуляния в Сокольники, а в сезон по воскресеньям посещали театр.
Всего у пары родилось 11 детей, но шестеро из них умерло от скарлатины, двое сыновей, Павел и Сергей, стали гордостью семьи и заслужили благодарность потомков у них было отличное классическое образование. Оба сына, не прекращая торгово-промышленной деятельности, а также занялись коллекционированием русского искусства, вкладывая доходы в произведения живописи и скульптуры. Братья были дружны, насколько такое возможно при значительной разнице темпераментов. Старший Сергей – хмурый, необщительный, задумчивый. Младший Павел – полная его противоположность: балагур, живчик, весельчак, душа любой компании. Соответственно распределились их обязанности. Павел занимался бухгалтерией, а Сергей заграничной торговлей.
В 1850 году Михаил Захарович Третьяков умер, когда Павлу было семнадцать лет, а Сергею – пятнадцать. Братья, помня заветы отца, смогли не только сохранить семейный бизнес, но и развить его – вскоре, кроме фабрик, они уже заведовали торговлей хлеба, дров и полотен в местных лавках, а в середине 1860-х годов возглавили Ново-Костромскую льняную мануфактуру.
Под руководством Третьяковых фабрика стала быстро набирать обороты, несмотря на экономический кризис 1880 года. Вскоре она заняла первое место по объемам продукции в России. Братья открыли магазин в Москве на Ильинке, где стали предлагать покупателям ткани русского и иностранного производства – бархат, шерсть, лен, батист, а также платки, скатерти и одеяла.
После этого Павел и Сергей обзавелись двумя доходными домами в Костроме и Москве, земельными наделами в Костромской губернии. Всю прибыль они обычно делили пополам, однако жесткого разделения на «мое и твое» между ними не было – братья разумно распределяли капитал, исходя из семейного положения, потребностей и интересов каждого.
Павел Михайлович Третьяков (1832–1898г.)
Женился известный предприниматель поздно: заботы не оставляли времени на личную жизнь, да и любовные страсти Третьякова не интересовали. За затянувшуюся холостяцкую жизнь друзья прозвали его Архимандритом. Лишь в 33 года он вступил в брак с Верой Мамонтовой, двоюродной сестрой коллеги-промышленника. Жена родила ему шестерых детей: сыновей Ивана и Михаила, дочерей Александру, Марию, Любовь и Веру. К сожалению, до взрослого возраста дожили только дочери.
Сам Павел был очень застенчивым и скромным человеком. Будучи одним из богатейших купцов своего времени, потратившим на коллекцию живописи больше 1,5 млн руб., он ходил в простом сюртуке и драповом пальто, экономил на домашних расходах и из излишеств признавал лишь сигары, да и то по штуке в день.
Еще в детстве Павел увлекался собирательством небольших миниатюр, гравюр и литографий, скупая их на рынке и в лавках. Это стало предтечей грандиозной коллекции, которой он обзавелся, получив в распоряжение собственные средства. Позже он поставил перед собой задачу создать полноценное собрание русской живописи и сделать его общественным достоянием.
Интересный факт – предпочтение отечественным художникам он отдавал не только из патриотических чувств, но и потому, что в первое время плохо разбирался в искусстве и считал, что с соотечественниками работать проще, однако со временем в меценате проснулось настоящее художественное чутье, и он обзавелся репутацией признанного знатока искусства.
В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства. Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году. Ими стали работы «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи.
Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Федора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором указал следующее:
«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие» - Павел Михайлович Третьяков.
В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. В 1864 году в собрании Третьякова появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории, «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого.
Важное место в собрании Третьякова занимали портреты. К концу 1860-х годов он задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников. Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Например, Перов по просьбе Третьякова написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева; И.Н. Крамской – портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.
Стоит отметить, что Павел погружался в тонкости изобразительного искусства с помощью художников. В петербургских мастерских коллекционер узнавал технологию живописи, и умел крыть картины лаком или без помощи реставратора удалить повреждение на холсте.
При этом большую часть времени Третьякова отнимали торгово - промышленные дела, управление Костромской льнопрядильной фабрикой, забота о магазинах. Существенную часть своей жизни Павел Михайлович посвящал благотворительной деятельности.
Третьяков старший стал попечителем учебного заведения для глухонемых детей, не отказывался и от непубличной поддержки друзей, соседей, местных церквей – словом, почти всех, кто к нему обращался. В 1876 году он согласился частично оплатить исследовательскую экспедицию Н. Н. Миклухо-Маклая в Южных морях, несколькими годами позже пожертвовал большую сумму на строительство православного храма в Токио.
К концу жизни Третьяков обзавелся титулом советника коммерции, членом Совета торговли и мануфактур и Петербургской академии художеств. В последние годы он страдал от язвы желудка. Болезнь доставляла немалые страдания и стала причиной смерти.
Павел Михайлович заранее подготовил завещание, в котором оставил крупные суммы детскому интернату, дому с бесплатными квартирами для вдов художников, Московской консерватории, богадельням, распорядился о стипендиях и пенсиях для рабочих своей фабрики. Не обошел он и домочадцев и не забыл упомянуть каждого слугу в доме.
Сергей Михайлович Третьяков (1834-1892г.)
Сергей в 22 года женился на шестнадцатилетней купеческой дочери Лизе Мазуриной Это была очень красивая и очень счастливая пара, но брак продолжался недолго, Елизавета Сергеевна скончалась в 1860 году во время вторых род. Сергей очень сильно горевал. Чтобы отвлечься уходит в политику и уже в 1863 году он становится гласным Московской городской думы и в 1864 году – старшиной московского купечества. Спустя четыре года в 1868 году входит в комитет директоров Русского музыкального общества. И еще спустя год – в состав Славянского благотворительного комитета.
Сергей никогда не жалел денег на благотворительность. То и дело оформлял переводы Училищу живописи, ваяния и зодчества, Московской консерватории, тому или иному училищу. Первое пожертвование (500 рублей «на госпитальные нужды») он внес еще в девятнадцатилетнем возрасте. И далее этот процесс не прерывался. Однажды, младший брат выступал перед старшим в роли адвоката их общих рабочих.
Самый крупный взнос – 50 000 рублей – Сергей Михайлович сделал на строительство православного храма в болгарской деревне Шипка, в память о русских воинах, погибших за освобождение братской страны.
Именно при работе Третьякова в Московской думе состоялось открытие памятника Пушкину на Тверском бульваре. Тогда не обошлось без курьезов. Современников особо позабавило, что во время открытия разные депутатские группы расставили на площади под транспарантами с названиями пушкинских произведений.
При этом ученые и литераторы оказались под надписью: «Братья разбойники», общество литературного фонда – под заголовком «Скупой рыцарь», Катковский лицей – под вывеской «Кавказский пленник» и так далее. Но в целом открытие памятника прошло трогательно, по-домашнему
«Москва будет хранить его как драгоценнейшее народное достояние, и да воодушевит изображение великого поэта нас и грядущие поколения на все доброе, умное, честное, славное», – говорил Сергей Третьяков.
В 1881 году Третьяков-младший был избран на второй срок. Но через год был вынужден уйти в отставку. Виной тому стала Сокольническая роща. Якобы под его предводительством была незаконно вырублена и продана часть этой самой рощи. Но Сергей Михайлович не имел к этой махинации никакого отношения. Для него проще было подарить, а не украсть.
Для Третьякова было проще уйти, чем доказывать, что он не виновен. Тем более, при нем осталось: благотворительность, бизнес, заграничные путешествия, и удовольствия света – все то, что составляло радости его жизни.
Сергей, как и старший брат коллекционировал картины. Сначала это были работы русских мастеров, но вскоре чтобы не соперничать с братом стал собирать работы иностранных мастеров.
При этом постоянно действовал как профессиональный агент старшего брата. Во время своих многочисленных поездок в Петербург и за рубеж он мониторил рынок русской живописи, сразу же сообщал Павлу Михайловичу о всех новинках, новостях и трендах. Более того, давал советы, к которым старший брат предпочитал прислушиваться. Отговорил от покупки различных картин. А еще случалось, что Сергей приобретал какое-нибудь полотно русского живописца, а если оно нравилось старшему брату, безо всякого сомнения просто отдавал ему.
Основание «Третьяковки»
Как ни странно, сильнее всего на судьбу будущей «Третьяковки» повлияла смерть Сергея Михайловича. Он неожиданно скончался от инфаркта, будучи на своей даче в Старом Петергофе, в возрасте 58 лет.
Еще раньше, в возрасте 28 лет Павел Третьяков составил завещание, в котором передавал свое еще не существующее собрание городу Москве:
«Капитал же 150 тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи…Желал бы оставить национальную галерею, состоящую из картин русских художников. Более всех обращаюсь с просьбой моей к брату Сергею, прошу вникнуть в смысл желания моего. Не осмеять его, понять, что для не оставляющего ни жены, ни детей и оставляющего мать, брата и сестру вполне обеспеченных, для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие» - Сергей Третьяков.
В результате 1874 Павел Третьяков построил на собственные средства специальное здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. После смерти брата в 1892, завещавшего ему собственную художественную коллекцию (1276 картин и 471 рисунок общей стоимостью в 1 млн. 300 тыс. руб.), Павел Михайлович передал ее в дар Москве. После чего продолжил собирательство и пополнение коллекции за свой счет и оставался ее пожизненным попечителем. В 1893 был выбран в действительные члены Академии художеств.
Павел Михайлович после смерти брата сделал неожиданное признание: «Он любил живопись страстно и если собирал не русскую, то потому что я ее собирал, зато он оставил капитал для приобретения на проценты с него только русских художественных произведений. А человек он был гораздо лучше меня».
Я рад, что вы дочитали статью до конца, это означает что вам действительно интересна история двух братьев Павла и Сергея Третьяковых, главных меценатов России XIX века. Погрузившись в историю можно понять, что они действительно любили изобразительное искусство и собирали картины не ради бросания пыли в глаза. Также стоит отметить, что открытием галереи они дали искусству дорогу в массы. Лично у меня после данной статьи появилось желание снова посетить Третьяковскую галерею.
Источники Miloserdie.ru, ruspekh.ru, liveinternet.ru, История российской империи