«…Завидя этот повреждённый бурей корабль, Истерлинг повёл себя, как гончая при виде оленя. «Синко Льягас» на время был забыт. Ведь совсем рядом была куда более лёгкая добыча.
Наклонившись над перилами юта, Истерлинг принялся поспешно выкрикивать команды. С лихорадочной быстротой с палуб было убрано все лишнее и от носа до кормы натянута сеть на случай, если в предстоящем бою шальное ядро собьёт стеньгу или рею. Чард, помощник Истерлинга, коренастый силач, несмотря на свою тупость, умевший превосходно управлять кораблём и работать абордажной саблей, встал к рулю. Канониры заняли свои места, вытащили свинцовые затычки из запальных отверстий и, держа наготове тлеющие фитили, ожидали команды. Какими бы буйными и своевольными ни были люди Истерлинга в обычное время, перед боем и в бою они свято блюли дисциплину...»
…— Никогда не следует зариться на то, что не по зубам, капитан. Вы не первый, кто в результате оказывается с пустыми руками. Ваш «Бонавентура» был прекрасным быстроходным шлюпом. Казалось бы, вы могли быть им довольны. Жаль, что он больше не будет плавать. Ведь он затонул или, вернее, затонет, когда поднимется прилив… »
«НЕЖДАННАЯ ДОБЫЧА. Хроники капитана Блада» Рафаэль Сабатини.
Гордость и пиратство.
Бартоломью Шарп (около 1650-1690)
О Дневнике
В 1680 году корабли английских пиратов плавали вдоль западного побережья Южной Америки, в известном тогда, как Южном море, сея ужас и разрушения для испанских кораблей и поселений. Бартоломью Шарп, эксперт и штурман, ставший также и капитаном, вел дневник путешествия и описывал «свои» подвиги. Однако когда Шарп вернулся в Англию в 1682 году, он предстал перед судом за пиратство и убийства, но был помилован королем Карлом II после передачи документа, который имел большую ценность: рукописный журнал, содержащий перенесенные в него сведениями от секретных навигационных карт, добытых на испанском галеоне Санта-Росарио. "…Испанцы попытались выбросить документы за борт",- пишет Шарп в своем журнале, "… но мои люди не дали выполнить приказ испанского капитана".
Эта книга явилась потрясающим пиратским наследием, написанная на английском языке, с остроумием и интеллектом. В эпоху, когда различные европейские державы соперничали за господство в Северной и Южной Америке, объем новых географических знаний, изображенный в дневнике с обложкой из тонкой красной кожи, стал бесценным приобретением для Англии.
После того, как Шарп передал ценный дневник для представления членам королевского двора, с него была сделана красивая рукописная копия талантливым картографом Уильямом Хакке, чей артистизм и искусство обратили скромный дневник Шарпа и его опыт в шедевр сказочной славы. Корабельный дневник Шарпа не дожил до настоящих времен, так что невозможно знать наверняка, насколько эта переписанная версия придерживается оригинального текста. Но мы можем быть уверены, что эта копия, с ее многочисленными витиеватыми подробностями, в значительной степени усилила и подчеркнула мужество Шарпа и услугу, оказанную им Англии.
Вояж Шарпа началось в апреле 1680 года, когда он собрал отряд флибустьеров, чтобы пересечь Дарьенский перешеек (в современной Панаме) пешком, проследовать путем легендарного Генри Моргана за несколько лет до этого. Шарп завербовал проводников индейцев. В дневнике отмечена красота и податливость индианок, встреченных во время сурового сухопутного путешествия, когда "не было ничего, кроме холодной земли для нашего ночлега, а крышей служили только зеленые деревья". Наконец, люди Шарпа добрались до испанского поселения и «увидели сияние Южного моря». Подняв паруса на небольших кораблях, конфискованных у испанцев, Шарп и его группа продолжили движение на юг вдоль западного побережья Центральной и Южной Америки, ища свою судьбу и нигде не отказываясь от насилия. После нападения на чилийский город, иронично названный Ла-Серена, Шарп хвастался доблестью своего небольшого отряда, устрашающего местное население. "Я согласился не разрушать этот испанский городок при условии выплаты выкупа в сумму 80000 реалов, написано в дневнике.- "Они должны были заплатить мне, но вздумали сопротивляться, около четырех или пяти сотен попытались на нас напасть. Но я шел с моими людьми и бился с ними, перерезав их всех, предал город огню и сжег его и ушел на рассвете".
Начало 1681 года.
9 февраля 1681 года Пиратская флотилия Шарпа и Уотлинга атаковала испанский городок Сан-Маркос де Арика на побережье Чили, но корсары потерпели неудачу. Гарнизон дона Гаспара де Овьедо умело защищаясь в семичасовом бою, разгромил передовой отряд высадившихся пиратов, убив 25 из них, в том числе капитана Джон Уотлинга и еще 19 были захвачены и повешены, за исключением двоих, которые оказались медиками-хирургами.
Тем временем, страдая от голода, пираты были вынуждены напасть на фермы у Хуаско. Там они смогли украсть 200 бушелей пшеницы и увести стадо овец и коз в двести голов.
Затем они снова решили вернуться к заливу Гуаякиль…
В апреле три больших галеона покинули Кальао, порт Лимы в вице королевстве Перу, и отправились в Панаму с золотом и серебром, где грузы готовили к перевозке сухопутным путем известным как Эль-Камино-Реал к восточному побережью перешейка, в Порто-Белло для отправки в Испанию. В течение месяца они ожидали присоединения к флотилии называвшейся Армада-дель-Мар-дель-Сур еще один небольшой галеон Санта-Мария-де-ла-Консоласион.
Этот корабль задерживался из-за позднего прибытия серебра в слитках и монет из рудников Потоси. К тому времени, когда он прибыл в Кальяо, Армада уже ушла. Вице-король Перу приказал галеону плыть в одиночку, игнорируя советы своих королевских чиновников, опасавшихся многочисленных сообщений о пиратах, появившихся в этих водах. Груз составил 146000 песо в серебряных монетах, а также 800 серебряных и золотых слитков на сумму 34000 песо.
Галеон «Консоласион» или «Утешение» был построен за три года до описываемых событий на верфях в Гуаякиле, и парадоксально, что конец ему пришел так близко от места постройки. Водоизмещением в 440 тонн с 26-тью железными и бронзовыми пушками корабль был укомплектован экипажем из 147 мужчин - как офицеров, так и матросов. Ее капитаном был Хуан де Лерма, владельцем Франсиско де Валлес. С караулом солдат и пассажирами на борту судна находилось три с половиной сотни людей.
Итак, испанский галеон Санта-Мария-де-ла-Консоласион (Утешение) был доверху загружен, полностью экипирован и готов к своей судьбе. Английский пират Бартоломью Шарп был в настроении, чтобы завладеть галеоном и его сокровищами. Океаны ждали и были по-прежнему непредсказуемы и полны опасностей, главной из которых оставались флибустьеры. Особенную панику вызывал Капитан Шарп. Из всех пиратов Он входил в число наиболее безжалостных и жестоких, так как захватил несколько испанских кораблей, «освобождая» их от их груза и вырезая их экипажи. Теперь его внимание было обращено к Санта-Марии-де-ла-Консоласион и по уважительной причине, поскольку она везла состояние! Переполненный золотыми и серебряными слитками, сундуками с монетами, отягощенный корабль медленно двигался и с трудом маневрировал.
Нормальной практикой тех времен было совместное путешествие, испанские флотилии были многочисленными, формируя хорошо защищенные конвои, однако Санта-Мария-Утешение была одна. При выходе «Утешения» из залива Гуаякиль дозорный со смотровой площадки завопил, что видит пиратские корабли!
(примечание: шесть кораблей по версии испанцев, и два корабля по версии дневника Б.Шарпа – 400-тонный Тринити и 100-тонный Мейфлауэр, более того в дневнике отмечается, что пиратов было всего 146 человек.)
Одинокий корабль, выйдя в океан, также попал в поле зрения пиратов. Шарп приказал своей эскадре начать погоню. Хуан-де-Лерма, капитан «Утешения» был очень опытным моряком, предприимчивым и отважным испанским патриотом. Он не собирался отказываться от своего корабля без боя! Но пиратские корабли были быстрее и гораздо легче, чем галеон, понимая это, Де-Лерма скомандовал маневр к повороту и добавил парусов. Успеет ли вернуться обратно в порт Гуаякиль?! Вряд ли… Дьяволы пираты приближались. Испанский корабль не имел никаких шансов сбежать, но Де-Лерма надеялся перехитрить их.
Испанскому капитану, конечно же, был известен крошечный остров под названием Санта - Клара примерно в 35 милях от побережья Эквадора. Де Лерма подумал, что если бы он мог добраться до острова, опередив пиратов, он укрылся бы в бухте, не давая пиратам напасть всеми кораблями одновременно. Такая защита, возможно, позволила бы отразить нападение.
Дополнительные паруса и затрудненное маневрирование при приближении к Санта Кларе оказались неудачной идеей. Внезапный удар сотряс корабль. Столкновение с рифом обернулось проломом корпуса, открылась сильная течь… - Капитан «Утешения», Вы крепко сели на мель!…
В попытках освободить судно Хуан-де-Лерма скомандовал сбрасывать пушки и решился затопить ценный груз. Близость Гуаякиля означала будущую операцию по спасению драгоценностей. Богатство испанской короны, добытое таким трудом никак не должно достаться морским разбойникам! Облегченный корабль соскочил с рифа, но разрушения и нехватка времени уже не давали возможность спасти судно и обороняться. Оставалось только покинуть корабль и спасаться, и маленькие шлюпки были спущены и экипаж и пассажиры «Утешения» приготовились плыть к маленькому острову. Напоследок, Де Лерма чтобы лишить пиратов возможности захватить галеон в качестве приза велел его поджечь.
Когда Шарп прибыл к месту катастрофы по «горячим» следам, уже ничего не осталось от Санта – Марии.
Флибустьеры пребывали в ярости, от потери призового корабля. Он дал поручение изловить спасшихся членов экипажа и пассажиров. Допросив несчастных и поняв, какое сокровище потеряно, пираты пришли в неистовство. У пленных испанцев выжить надежды не было, тех, кто сдался или был пойман на острове, жестоко казнили обезглавливанием. Далее Санта-Клара будет известен как остров мертвецов или Исла де Муэрте.
После расправы пираты попытались поднять клад. Несколько дней они заставляли местных рыбаков нырять и обыскивать дно. Все это было напрасно, поскольку они только смогли подтянуть только некоторые паруса и такелаж. В конце концов, капитан Шарп сдался. Морские разбойники были разочарованы, но ни в коей мере не в отчаянии. Шарп и его головорезы ожидали, что их ждут другие галеоны и новые сокровища.
Несколько месяцев спустя испанские колониальные власти предприняли попытку поисковой операции. Во-первых, они использовали ныряльщиков с жемчужных плантаций Панамы, но из-за нулевой видимости в месте поисков они не смогли найти ничего, и после того, как одного из ловцов жемчуга сожрала большая акула, эти погружения пришлось прекратить.
Затем они попытались тралить место крушения сетями, такие попытки оказались безуспешными. Имеется историческая запись в архиве о том, что "тот, кто был прислан из старой Испании, чтобы поднять сокровище, вскоре умер, и работа была не выполнена". Место кораблекрушения было оставлено и оставалось забытым на 320 лет, пока современные поисковики не обнаружили его в 1998 году. Эти исторические данные были получены из архивов в Севилье, Мадриде, Лиме и Лондоне морским историком, Джоелем Рутом и охотником за сокровищами Робертом Ф. Марксом.
После истории с галеоном Консоласион/Утешением, знаменитому пирату, что называется «поперло». Вскоре был захвачен галеон "Сан-Педро", с богатым грузом вина, пороха и 37000 восьмиреаловых монет. Через некоторое время еще одна приятная встреча – галеон «Святой Розарио».
Давно съедена последняя свинья, припасенная на рождественский ужин, после многих трудных месяцев экипаж готов к бунту, если они не дойдут до Карибских островов в ближайшее время. Шарп пообещал съесть корабельную собаку судна, если они не увидят землю в течение трех дней, и он сделал это. Наконец, они пришли на Барбадос.
Шарп вернулся в Англию, готовый предстать перед судом, в случае необходимости, уверенный в том, что написанный дневник купит ему свободу.
Да, Шарп был безжалостным вором и убийцей, но также опытным штурманом. Бартоломью Шарп стал первым английским моряком, обогнувшим коварный мыс Горн с запада. Направляя свой флот в Атлантику, превозмогая ужасающие погодные условия, Шарп и его люди терпели тяжелые лишения. "Ничего, кроме пустой похлебки с салом на обед и ужин".
Шарп не был единственным пиратом ведущим дневник путешествия. Вторым томом бестселлера: «Истории Буканьеров Америки» английского издания Exquemelin стала рукопись Василия Рингроуза. Образ удалого пирата вошел в историю.
*****
В середине 1990-х годов, двое братьев, прогуливаясь вдоль песчаных берегов Санта-Клары заметили что-то в прибое. Необычный предмет был черным и хрустящим, похожим на пару небольших плоских склеенных камушков. Один из братьев, догадываясь, что это может быть, сунул их в карман.
То, что они обнаружили, было ключом к сокровищу потерянного испанского галеона: Черные камни оказались знаменитыми «Пис оф эйт», монетами в восемь реалов!
Клад, хранимый водами залива Гуаякиль стоимостью от $ 20 млн. до $ 100 млн., ожидал, чтобы его нашли и выкопали, примерно в 30 милях от побережья Эквадора.
Открытие братьев привлекли внимание Роберто Агийре, богатого владельца промыслами тунца, человека имеющего собственные суда, вертолеты и достаточно времени и денег, чтобы поохотиться за сокровищами.
Агийре щедро заплатил братьям за их информацию. Затем в 1997 году между местными предпринимателями Роберто Агийре и Карлосом Сааведра и правительством Эквадор было заключено соглашение по поисковой операции и выдана двухлетняя лицензия. Тем временем, водолазы, которых нанял Агийре, уже поднимали тысячи монет с морского дна.
Точное название и история затонувшего судна были неизвестны, и около 8000 монет (все производства монетного двора Потоси) впоследствии были проданы на аукционе Спинк в Нью - Йорке в декабре 2001 года, просто как "Сокровища из Исла де Муэрто". Большинство предлагаемых монет, были низкого качества и плохо сохранились, зато имели индивидуально пронумерованные фото-сертификаты. Позже, после того, как место кораблекрушения было должным образом исследовано, находки проходили сертификацию и инкапсуляцию фирмы ANACS.
В 1997 году Агийре запустил колеса поисков в движение, однако чтобы найти основные сокровища, встал вопрос о том, сколько и каких ценностей корабль нес, и стоит ли свеч поисковая компания с немалыми расходами. Первым делом необходимо было установить название корабля, найти старые документы и попытаться определить, что было на борту.
Но с чего начать поиск?
Для этой цели был нанят кладоискатель, 50-летний дайвер, владелец африканского попугая по кличке Евклид, морской археолог и историк Джоэль Рут. Он специализировался на атрибуции и реставрации испанских колониальных монет. Рут был дотошным исследователем и мастером на все руки. Используя сноровку и опыт работы с химическими реактивами, он разъединил слипшиеся в объекты неопределенной формы и очистил от донных отложений монеты.
Затем Рут установил даты и место чеканки монет. Тщательное изучая документы в архивах, последовательно проводя монотонные исследования, Рут оправдал ожидания и обнаружил название судна.
Он обнаружил загадочную сноску на копии карты старого моряка.
"На этот остров в этом 1681 году выброшен богатый корабль."
Остров был Санта-Клара. Или как его впоследствии прозвали местные жители – остров мертвецов, Эль-Муэрто!
Продолжая копаться в книгах, археолог наткнулся еще на одну ссылку:
«В год 1681 Капитан Шарп погнался на кораблем в этом море и потерял его на птичьей отмели вблизи Санта Клары вместе с грузом 100.000 «кусков от восьми», помимо слитков и других товаров».
Бинго!
Упомянутый Капитан Шарп был ни кем иным, чем печально известный Бартоломью Шарп. Британские и испанские истории о подвигах Шарпа сохранились, в том числе та, что произошла вблизи острова Санта-Клара.
Тем не менее, расположение затонувшего судна оставалось неизвестным, отметки об этом событии на старых картах отсутствовали.
В течение шести лет водолазы Агийре просеивали морское дно.
По состоянию на 25 октября 2007 года, более 15000 монет были найдены на изогнутом подводном участке морского дна, напоминающем "птичку" эмблемы Nike, длиной в милю.
Водолазы также обнаружили глиняную посуду, старинные мушкеты и сигнальные пушки. Среди находок были прутья 320-летней железной клети для перевозки мулов. Рут хранит одну такую на своем столе.
Перед тем как корабль был обнаружен, буквально за месяц до истечения срока действующей лицензии на поиски, Агийре собирался закрыть проект. Его водолазы тратили массу времени, занимаясь обслуживанием погружений с катеров, но находки случались все реже…
Прорыв произошел в декабре, когда эквадорский рыбак попросил ныряльщиков о помощи. Его сети зацепились за что-то в 30 футах от поверхности воды. Ныряльщик, погрузившийся чтобы помочь распутать сеть, не мог поверить, тому, что он увидел - массивные деревянные балки, с признаками обугливания, и покрытые за века песком и водорослями.
"Этот галеон - весь галеон просто лежал там, будучи внезапно обнаруженным" – рассказывает в своих воспоминаниях Рут.
Дайвер демонстрирует сцену на видеопленке и образец древесины размером с буханку хлеба.
Тесты образцов древесины показали возраст около 370 лет, с погрешностью в 40 лет.
Рут отправился в Эквадор 2 октября, чтобы помочь с окончательной идентификацией затонувшего судна. К тому времени, океан разбушевался "и снова скрыл свои секреты", написал Рут по электронной почте в «Orlando Sentinel». Там, где были замечены древесные обломки и остовы крушения, покрытые донными образованиями, не было ничего, кроме груды голого песка.
Было привезено крупное оборудование - что-то сродни водометам, чтобы смыть песок. Прошло 20 дней, потраченных на тщательную очистку, чтобы увидеть, что лежит под песком.
Открылись новые артефакты, в том числе кремни из ружей с крестами, выгравированных на них, датированные между 1649 и 1680 годами. Наряду с тысячами монет, разбросанными по морскому дну и подвергнутыми радиоуглеродному анализу, они являются достаточным доказательством, чтобы подтвердить открытие крушения Санта-Мария-де-ла-Консоласион.
До сих пор можно только догадываться, сколько клад может стоить. Среди обломков с затонувшего судна, экипаж обнаружил драги и трубы с 50-летними отростками кораллов. Это может означать, что кораблекрушение было разграблено в современное время. Или это может быть мусор, оставленный военными США, которые занимали соседний остров во время Второй мировой войны.
Рут и другие охотники за сокровищами продолжают поиски и подводят итоги. Они знают, что определенные монеты этого кораблекрушения с кровавой историей будут стоить намного больше, чем если бы они были неустановленными коррозированными металлическими плашками из разграбленного моря.
"Раскрытая История, стоящая за артефактом, и делает его ценным", сказал Рут. "И это то, ради чего его стоит искать."
- В первой части статьи материалы из дневников Б.Шарпа и Василия Рингроуза изданные в 1684 году и переведенные на русский язык.
- Во второй части статьи переведены и использованы материалы статьи журналиста Рича Мак Кея из газеты Орландо Сентинел, вышедшей в 2007 году, а также из других источников.