Так сложилось, что за последние пять лет прибывания нашего в Польше, мы много раз были в Калининграде. Один раз даже оформили там в консульстве Польши визу на 180 дней, будучи гражданами Казахстана. Было и такое:). Кроме того, через Калининград лежит самый недорогой пусть домой, и там можно сдавать экзамены на сертификаты, которые нам нужны по роду деятельности. В общем, бываем часто. Ездим туда через Гданьск, в котором почти всегда останавливаемся на день-два посмотреть, отдохнуть. В Гданьск же я ездила сдавать экзамен на сертификат на знание польского языка.
От Калининграда до Гданьска расстояние примерно 180 километров, а кажется, что проехал их не на автобусе, а на машине времени. Ведь если посмотреть, не должно быть большой разницы: две европейские страны, одинаковый климат и географическое положение, общая история, ведь долгое время Калининград был немецким городом, кроме того, для остальной России он считается особым, вроде как кусочек Европы внутри страны. Почему же такое ощущение, что ты выпал в какой-то совершенно другой мир, который кажется тебе неуютным и недружелюбным? И это несмотря на то, что сам ты родом с дружественной страны, Казахстана. Итак, что же отличает средний польский город от Калининграда?
1. Не боюсь показаться банальной: дороги. Разные дороги: автомобильная трасса, городские дороги, тротуары, дорожки вокруг домов. Общее ощущение неухоженности, неустроенности. При пересечении границы польские придорожные столбики, обозначающие боковую разметку, превращаются просто в придорожные деревья, на которых белой краской намалёваны белые горизонтальные полосы. Польша очень много вкладывает не просто в строительство дорог, но и в дорожную инфраструктуру и безопасность: заправочные станции, придорожные кафе, звукопоглощение, разметка, скоростные трассы. Эти вложения видно, они создают общий фон аккуратности и безопасности жизненного пространства вообще и движения в частности.
2. Чистота. В Польше чисто в общественных местах, в том числе,извините за подробности, и в общественных туалетах. Мы всё время в дороге стараемся сходить в туалет на польской стороне, потому что на российской он просто грязный и плохо пахнет. Вот почему, скажите мне? Что это так сложно помыть туалет? Всё-таки это первое, что видят иностранцы после российских пограничников. Пересекали мы границу и во время чемпионата мира: всё тоже, ничего не поменялось. Вот вы скажете проблема - туалеты! Думаю, да. Именно в мелочах проявляется уважение государства к своим гражданам, а граждан к государству. Да и не такая уж это и мелочь, путешествовать в нормальных условиях, когда туалет находится в автобусе, а не в лесополосе за кустами.
3. Архитектура. На мой взгляд, Калининград представляет собой некое учебное пособие, на котором можно изучать, как поиздевалась советская власть над страной. Прекрасные образцы европейской архитектуры, соседствуют с отвратительными творениями советских зодчих. Мы сами родом из небольшого города, достаточно молодого, который активно строился в 50-80 г.г. прошлого века. Но в нашем городе все дома такие. А в Калининграде этот контраст позволяет понять, насколько убого выглядят уродливые старые пятиэтажки, на фоне облупленных, но таких величественных домов немецкой постройки. В Польше старые дома конца 19 начала 20 века не сносятся, не затягиваются в панели, не замазываются слоем краски, а реставрируются, перестраиваются внутри, после чего выглядят, как только что построенные. Мы часто следим за ремонтами старых домов, которые были почти руинами, но проходит несколько месяцев и перед нами красавец-дом, переживший второе рождение. Может, в Калининграде по-другому потому, что у его жителей есть ощущение того, что они живут не совсем на своей земле?
4. Общественный транспорт. Первый раз в Калининграде мы были проездом из Казахстана в Польшу. Таких грязных и старых городских автобусов мы не видели уже давно, хотя приехали, прямо скажем, не из столицы мира. Страшно не просто сесть- страшно взяться за поручень. Билеты продаёт женщина-кондуктор с насмерть уставшим лицом. После чемпионата автобусный парк обновился. Этим летом было видно, что по городу ходят новые автобусы, но в этот раз мы на них не ездили, больше на такси. В Польше с общественным транспортом дела обстоят по-разному. В Познани получше: новые трамваи, автобусы. В Гданьске похуже, много стареньких трамваев, но в них везде - чисто!
5. И самое главное, долго думала писать об этом или нет. Но напишу. Главное отличие - люди. Общий фон какой-то мрачной озабоченности, готовой в любой момент перейти в агрессивность. Очень мало улыбчивых и просто спокойно-доброжелательных лиц. Очень часто вспыхивают скандалы, прямо из ничего, на пустом месте. Мой знакомый, переехавший с Казахстана в Калининград, говорит, что самое трудное было привыкнуть с местным жителям, их поведению и поступкам. Откуда эти недоброжелательность и настороженность? Может, от близости недружественной границы?:)
И последнее, о чём хочу сказать. У всех у нас после распада Союза был одинаковый отрезок времени для обустройства своих стран. Кто-то был на старте этого пути в более выгодных условиях: на их территории есть нефть. Кто-то в менее выгодных. Как получилось, что сейчас мы живём не просто в разных странах, а в разных временных измерениях, в разных столетиях? Где, в какой момент мы пропустили то, что не упустили поляки, эстонцы, латыши, литовцы, чехи? Как им удалось то, о чём мы столько думали, на что надеялись, а теперь, поняв невозможность реализации этого в своих странах, пишем блоги о других? У меня на эти вопросы ответа нет.
Статьи по теме:
Казахстан-Польша: 5600 километров разницы.