Согласно Википедии: "Самосожже́ние — форма протеста или самоубийства, при которой человек добровольно сжигает самого себя в огне. " Что же произошло в Южном Вьетнаме в 1963 году?
Виновата политика?
В конце 1950 -х, начале 1960 -х годов Правительство Южного Вьетнама проводило политику притеснения буддистов, с последующим продвижением католицизма в стране. В то время, по некоторым данным, более 80% местного населения проповедовало буддизм и основной пик противостояния этих групп случился на 1963 год. Тогда, правительство запретило проведение буддийского праздника в честь дня рождения, просветления и смерти Гаутамы Будды - Весака, что привело к масштабному протесту, в процессе которого было убито 9 человек.
Филиалы американских газет, которые в то время работали в Южном Вьетнаме, 10 июня 1963 года получили сообщения, о том, что на следующий день в назначенное время будет важное событие, которое произойдет на одной из площадей Сайгона. Ещё весной 1963 года монахи начали намекать, что они собираются сделать нечто захватывающее через акцию протеста и что, скорее всего, это будет эвисцерация (потрошение) одного из монахов или иное жертвоприношение. И, в любом случае, это должно быть нечто такое, на что должно было обратить внимание правительство.
11 июня 1963 года на площади собрались монахи и местные жители Сайгона. Они стояли с плакатами о призыве равенства буддизма и католицизма. Спустя время в центр площади въехал автомобиль, за рулем которого сидел монах Куанг Дык.
Он вышел из автомобиля с двумя помощниками. Один из них положил на асфальт подушку для медитации, на которую в позе лотоса сел Куанг Дык, а другой помощник достал канистру с бензином и начал обливать своего учителя. В завершении, монах достал спичечный коробок, зажег спичку и его тут же охватил огонь. Куанг Дык совершил самосожжение в знак протеста против преследований буддистов правительством Южного Вьетнама.
Тело Куанг Дыка, после акта самосожжения, поместили в гроб и отнесли в соседнюю пагоду, где его кремировали, а сердце признали святыней и поместили в стеклянную чашу, которая была выставлена в Салое. На прощание с Тхить Куанг Дыком пришло свыше 400 монахов.
Так виновата политика? Однозначно, да!
Самосожжение произвело масштабный политический эффект. Однако, президент Нго Динь Зьема никаких изменений в отношении гонений буддистов в жизнь не воплотил. Наоборот, военные атаковали буддийские пагоды. Поступок самосожжения не раз повторяли последователи Куанг Дыка во Вьетнаме в качестве протеста. А позже это привело в мировому масштабу и акции самосожжения проводились в США, в знак протеста против войны во Вьетнаме.