Во время работы в Турции в 90-х годах много поездил на очень популярной в те годы у турков машинке – Tofas Sahin. Для простоты – легковая модель линейки Шахин, производитель – завод Тофаш. Я тогда был приятно удивлен, что Турция производила очень много разнообразной техники для своих нужд. От лицензионных грузовиков и автобусов (Форд, Мерседес, другие) до легковых машин, как например, этот Шахин.
И это только, если говорить об автомобилях.
Основная масса производственной техники, а также складской, холодильной – была именно своего, местного производства. В 90-е годы в Россию поставлялся просто вал импортного оборудования. И на этом фоне я, честно говоря, зауважал турков. До момента приезда в эту страну и достаточно близкого с ней знакомства – а приезжать туристом и работать в стране – это совсем разные вещи, я представлял Турцию как страну торговцев. Так и есть, но и производственники они тоже очень сильные.
Так вот Шахин - это фактически турецкая версия Фиат 131. По дизайну несколько схожа с ВАЗовской 99-й, но привод – задний, сзади мост, а расположение двигателя – продольное. То есть фактически близка к «Жигулям». Очень простая и понятная машина.
Моторы устанавливались объемом 1,4 и 1,6 л с мощностью в районе 70-80 лошадиных сил, инжектор. Салон – спартанский, конечно. Наличия подушек не помню и случая проверить, к счастью, не было. Хороший по объему багажник.
Я ездил на автомобиле с мотором 1,6 л, и могу сказать, что по прибрежному серпантину ехал он вполне достойно. Один раз в разговоре со своим начальником смены я упомянул схожесть с нашей «99-й», на что турок категорично заявил, что Шахин намного лучше. И пригласил с ним по серпантину прокатиться. Сейчас, конечно, некоторые моменты юности кажутся глупыми, но тогда было весело. Вообще турки как водители очень взрывные. Насколько я знаю, Турция на одном из первых мест в мире по аварийности на дорогах.
В тот период Турция была просто наводнена этими машинами, причем, в основном, белыми. Несколько раз пытался открыть ключом (центральные замки с пультом были на немногих экземплярах) чужой автомобиль. Пару раз даже пришлось объяснять их хозяевам, что просто ошибся.
Особым аппетитом машина не отличалась, что при уже тогда не низкой цене бензина «литр-доллар» было важно. В Турции эта машина вполне могла претендовать на звание народного автомобиля – сравнительно недорогая с откровенно дешевым обслуживанием. Кроме того, хорошее качество комплектующих и ответственное отношение турков к работе, в том числе и в автопромышленности, обусловили долгий век этих машин.
И конечно - как и везде, народный автомобиль подвергался всевозможному "тюнингу".
Там же убедился, что национальность и менталитет – это несомненно важные факторы, но при ежедневной работе, отдыхе с людьми на первый план выходят все-таки простые человеческие качества. Встретил много хороших людей.
Кстати, именно там в первый раз увидел вживую на дорогах легендарный Фиат 124.
Как видите, там их очень любят и ценят.
Всем удачи на дорогах!