Лечение было долгим и мучительным — 18 операций, химиотерапии, облучение. Но она не разрешала себе думать о смерти и разработала «ежедневную обязательную программу работы над собой». С тех пор прошло 20 лет, и именно тогда, в палате реанимации 62 больницы были написаны 5 первых книг. Уже много лет Дарья является Послом благотворительной программы компании «Вместе против рака груди».
Недавно Дарья опубликовала в Instagram фото с тем самым хирургом, который спас ее жизнь.
«62 больница. Приехала сюда по делам. Еле еле уговорила заведующего отделением Игоря Анатольевича Грошева сделать фото. Вот не любит он это. 20 лет тому назад Игорь, тогда молодой хирург, сделал все мои операции. Он меня спас. Подарил мне жизнь», — рассказала писательница.
После наркоза пошли галлюцинации. Это у всех, когда вам 8 часов делают операцию. Образовалось свободное время. Лежишь в палате, ничего не делаешь. Постоянно кто-то умирает, кого-то выносят. За полгода можно сойти с ума. Чтобы отогнать страшные мысли о близкой смерти, я начала сочинять. И муж, когда я ему сказало об этом, посоветовал: "Пиши, Груня, пиши".
- Вы ушли в другое пространство?
- Нет. Я ушла в работу, чтобы отвлечься. Уж очень меня раздражало то, что происходило вокруг.
- Для этого нужна сила воли?
- Да. И для этого нужно себе сказать, что не собираешься умирать. Но мужчины тяжелее болеют, чем женщины.
- Как вы узнали о своей болезни?
- Случайно. У меня совершенно неожиданно начал расти бюст. Поскольку Господь мне дал первый размер, я всегда мечтала, что у меня когда-нибудь будет большая грудь, а она все не росла и не росла. И вдруг она стала резко увеличиваться в размере. Я обрадовалась. Показываю подруге, а она: "Немедленно к онкологу!"
В Москве профессор мне сказала: "А что ты вообще, милочка, сюда пришла, у тебя рак в последней стадии, жить тебе осталось, наверное, месяца три?"
Этого не может быть, говорила я, этого не может быть никогда.
Страха смерти я не испытывала. Но у меня трое детей, пожилые мама и тогда еще живая свекровь, у меня собаки, кошка - умирать просто невозможно...
Лучевую терапию я просто не заметила.
С химией хуже.Тебя все время тошнит.
После операции меня привезли домой, положили на диван.
Я полежала, полежала и встала, взяла сумки и отправилась на рынок за продуктами.
А куда деваться?
Если от вас отрезали какие-то куски, это еще не драма. И даже если после операции от вас убежал муж, это не трагедия. Главное - вы живы. Я знала, что не умру.
- Что вы советуете больным?
- Пожалеть себя первые два часа, потом вытереть сопли и понять, что это не конец. Придется лечиться. Рак лечится. По крайней мере, лечение продлевает жизнь.
Если тебе сказали диагноз, это не значит, что ты завтра отправишься в крематорий. Надо перестать рыдать. Подумать, что тебя здесь держит? Кого-то дети, кого-то муж, кого-то подруга, кого-то собака. Мы сами кладем себя в могилу и сами себя оттуда вытаскиваем.
Я знала, что даже если от меня останется одно ухо, муж все равно будет меня любить.
Среди нас была совсем молоденькая девушка - после операции она родила! Мы поняли, что онкология была нам дана как некая остановка - чтобы понять, куда и как идти дальше.
Если понимаешь, что жизнь не кончена, она не заканчивается.
"...Однажды тяжелую онкологическую больную спасли... кошки.
Она лежала дома, практически не вставала с кровати. У нее было три кошки. К ней ходила патронажная сестра, которая заболела. В Красном Кресте была какая-то неразбериха, и про эту больную забыли. К вечеру кошки заорали - у них кончилась еда, хозяйка поняла, что надо что-то делать.
Наутро к ней никто опять не пришел. Она на коленях и локтях доползла к холодильнику. В общем, когда через неделю про нее вспомнили, безнадежно больная мыла окно, стоя на подоконнике".
- Вы по натуре борец или стали таким человеком?
- Я как Маресьев: если мне отрежут ноги, я поползу на руках. Я всего панически боюсь. Но когда доктор сказал, что нужно отрезать грудь слева, я воскликнула: "Ой, а давайте на всякий случай отрежем и справа!"
- А если бы вы не стали писательницей, в чем бы вы черпали ваши силы? Как выводить себя из депрессии?
- Я бы стала разводить собак, я бы так построила день, чтобы мне все время было некогда. Нужно обязательно чем-то заниматься, хотя бы самозабвенно чистить пол. Не считайте себя больной. Никогда не произносите фразу: "Я умру!" Или: "Я умру, а они все меня вспомнят!" Это отнимает силы к чему-либо двигаться.
Обязательно надо что-то делать. У нашей русской женщины какая-то несчастная коллизия - она какая-то недолюбленная. И иногда единственное, что остается, любить свою болезнь. Это единственное ее счастье. Она на той ситуации отыгрывается до самого конца. Случалось, когда в палату приходили мужчины и, узнав о диагнозе, они потом бросали своих жен. Женщины рыдали и говорили: "Если бы, если бы не рак груди, он бы меня не бросил". Бросил бы! Нашел бы другую причину, по которой бы бросил. Мужчины не живут с бюстом, мужчины живут с женщиной. Можно сделать протезирование, купить себе потрясающее белье, чтобы, стоя на пляже и глядя на вас, никто никогда не догадался, что у вас чего-то не хватает.
- Пробовали ли вы нетрадиционные методы лечения?
- С болезнями, особенно с серьезными, шутить нельзя. От онкологии спасают только нож, химия, лучевая терапия.
Я пытаюсь внушить своим читателям: несмотря на тотальный негатив, все будет хорошо.