Советский трактор МТЗ-80, является одним из самым ходовым сельскохозяйственным трактором Советского Союза и уже теперь стран ближнего зарубежья. Выпускать данный трактор начали около сорока лет назад, но его производство продолжается по нынешнее время.
В тракторе поменялось только одно название. На сегодняшний день, трактор стал называться "Беларус-80", данный агрегат обладает великолепными техническими характеристиками и самой глубокой сферой своего применения. И нынешний день, этот трактор полностью удовлетворяет потребности сельского хозяйства, используется, как частниками, так и крупными компаниями.
Трактор МТЗ-80 в Советском Союзе, был стратегически важной машиной для сельского хозяйства. Приказ о начале разработки данной модели трактора, утвердили на высшем уровне в совете министров. Для удешевления разработки и отказа от полного изменения производственной базы, за основу нового трактора была взята модель трактора МТЗ-50.
Прототип нового трактора, был представлен в 1970 году, спустя два года, то есть уже в 1972 году, новый трактор МТЗ-80, успешно прошел все испытания и через два года началось массовое производство нового трактора. Унификация нового трактора МТЗ-80 по сравнению с предыдущей версией машины составила около 70 процентов. Трактор МТЗ-80 обладает мощностью восемьдесят лошадиных сил.
Все выпускаемые трактора МТЗ-80 и его модификации были заднеприводного типа. Данный трактор является и по сей день одной из самых универсальных машин на постсоветском пространстве, еще в 1974 году, для него был утвержден список из более двухсот допущенных к использованию дополнительных орудий и устройств.
Двигатель Д-240 для нового трактора, был разработан на том же заводе и находился, а точнее находится в массовом производстве и по настоящее время. Данный двигатель представляет собой четырехтактный, четырехцилиндровый силовой агрегат, с общим объемом всех цилиндров 4.7 литра, Обладает полу разделенной камерой сгорания.
Охлаждение двигателя у трактора жидкостное. Некоторые модели трактора МТЗ-80 оснащаются пред пусковым подогревателем, который очень востребован при использовании машины в зимний период. Запуск двигателя трактора осуществляется с помощью стартера или вспомогательного пускового двигателя ПД-10. Расход топлива у трактора МТЗ-80, при максимальной загруженности силового агрегата составляет около тринадцати литров в час.
Трактора МТЗ-80 в настоящее время, оснащаются только механической девяти ступенчатой коробкой передач, эта комплектующая является двух диапазонной и оснащается понижающим редуктором, благодаря этому, трактор способен передвигаться вперед на восемнадцати скоростях и назад на четырех скоростях. Сцепление основано на одно дисковой сухой муфте. Диапазон скоростей на тракторе МТЗ-80 от двух километров в час до 33 километров в час. Некоторые трактора выпущенные после 1985 года, обладает гидро-управляемой коробкой передач, с возможностью переключения, под нагрузки, что дает возможность выбора любой передачи.
Из-за действия муфты сцепления, ходовая часть оснащена гидроприводом рулевого управления. Задний мост установлен на жесткой подвеске, а передний мост на полужесткой. Клеймовые соединения, позволили реализовать возможность бесступенчатой регулировки задних колес. Передняя колея регулируется ступенчато с шагом 10 сантиметров. В тракторе созданы четыре тормозных системы и одна стояночная, рабочая вспомогательная и запас.
Первая гарантирует устойчивость машины на уклонах, вторая отвечает за замедление и за полную остановку, вспомогательная система предназначена для поддержания заданной скорости, во время движения вверх по склону. Запасные тормоза срабатывают, если основные рабочие тормоза вышли из строя. Изначально трактор МТЗ-80 был предназначен для сельскохозяйственных работ, но его неприхотливость в обслуживании и высокие технические характеристики, обусловили его популярность в других сферах.
На сегодняшнее время трактора данной модели используется не только в сельском хозяйстве, но так же применяются в заготовительной промышленности, строительной сфере, а так же в сфере ЖКХ. Есть модификации с бульдозерным оборудованием, модификации трактора для буксировки транспорта, а так же перевозки различных изделий и грузов.