Институт духовничества как такового, берет свое начало еще в древности и своим происхождением обязан монастырской практике наставничества одних монахов другими, более авторитетными и опытными в духовной жизни. Такая практика помимо собственно принятия исповеди предполагала часто ежедневное откровение помыслов, постоянное взаимодействие духовного наставника и наставляемого, и даже беспрекословное послушание. Польза от такой формы духовного развития монашествующих состояла в том, что наставляемый монах находился под постоянным контролем со стороны духовника, а такие вещи, как например, ежедневное откровение помыслов помогали духовнику достаточно хорошо узнать каждого своего подопечного и как следствие иметь возможность направлять его духовную жизнь в правильное русло, давать безошибочные советы и не только советы но и прямые указания о том, как строить свою духовную жизнь.
Позже такая форма отношений между духовником и наставляемым была спроецирована в обычную приходскую жизнь на отношения священника с прихожанином. И даже в наше время многие верующие с неподдельной гордостью заявляют что у них тоже есть духовник. А зачем?
На самом деле ни о каком духовничестве на приходе речь идти не может. Прихожане не монахи. И это важно отметить. В отличие от монахов, обычные верующие сами несут ответственность за свою духовную жизнь. Проблема отсутствия ощущения персональной отвественности за дело своего спасения одна из актуальных проблем современной церковной жизни. Люди, которые нашли себе "духовника" начинают ходить к нему за советами, часто попросту пытаясь переложить на него ответственность за решение своих не только духовных, но и бытовых вопросов. А те, кого они выбирают духовниками, не только сами незрелы духовно, но и часто попросту не обладают определенной суммой даже теоретических знаний в области духовной жизни, чтобы кому-то раздавать какие-то советы.
Может ли быть духовником 30-летний священник, который в круговороте и ритме современной жизни, протекающей вне стен монастыря, сам едва ли успевает следить за своей духовной жизнью? Нет.
Но люди все равно ищут духовника. Когда им говоришь что это не очень правильно и не спасительно, они начинают сразу вспоминать Оптинских старцев. Но ведь то совсем другое дело. И то, кто вообще сказал что Оптинские старцы считали себя духовниками кого-либо? Люди, за редким исключением, приезжали в монастырь помолиться, ходили на исповедь, часто разово, и получали советы от духовно опытных людей. Только и всего.
Когда же речь идет об экспансии в чужую духовную жизнь со стороны священника, пусть и не насильно это делается, то этакая ситуация не имеет никаких оснований ни в практике христианского благочестия, ни в учении православной Церкви.
Исповедоваться у одного и того же священника - хорошее дело. Но только и всего. Просить его советов, извольте. Исповедь и советы совсем разные вещи. Вы можете спросить совета опытного священника. Но только совета. Ни в коем случае не должно быть "батюшка благословил то-то" или "мой духовник мне не разрешает это-то". Каждый христианин должен чувствовать что он лично будет отвечать за себя и за свое пребывание в Церкви. Именно поэтому главное в деле спасения - наша личная ответственность за это спасение.