Найти в Дзене
Записки Дюка

Про цензуру

Вам нравится цензура?

Вопрос, конечно, риторический. Кто ж ее любит!

Больше всего ругали цензуру деятели искусства советской поры. Кляли последними словами все эти худсоветы, в которых заседали полные бездари, «малограмотные людишки» и т.п. гонители на свободу слова и самовыражения.

Известно ли вам, что В.Г. Белинский в 1832 году был отчислен из университета с формулировкой «по слабости здоровья и по ограниченности способностей». Его драма «Дмитрий Калинин» пришлась сильно не по вкусу руководству Московского университета.

Вот, не признали в Виссарионе гениального писателя – получили гениального критика!

Евгения Евтушекно тоже, было время, осудили на худсовете за его стихи, в итоге, спустя годы получили очередного «пророка в отечестве своём». Мне довелось с ним пообщаться лично в весьма приватной обстановке в разгар перестройки, когда он уже стал Величиной в отечественной литературе. Нет у меня филологического образования, не мне судить о стихах сего «больше, чем поэта», но своим пафосом и самолюбованием он произвёл совершенно отвратительное впечатление.

Впрочем, по отзывам современников, Лев Толстой был тоже далеко не прекрасным человеком, что не умаляет значимости его творчества.

Цензура существовала со времен античности, пережила все эпохи и нас с вами переживёт. Александр I Благословенный (1801 – 1825, род. 1777) был большой либерал, но не без его участия в декабре 1804 года был издан цензурный устав. Что уж говорить об Александре III (1881 – 1894, род. 1845), который прославился своими контрреформами. Характер советской цензуры определила работа В.И. Ленина «О партийности литературы», которая стала руководством к действию в отношении всех видов и жанров искусства.

С крушением СССР рухнули все барьеры и запреты. Свобода 90-х легко переросла во вседозволенность. Не скажу, что это хорошо…

Что мы имеем сейчас на предмет цензуры?

ВСЁ. Только какое-то… размыто-расплывчатое.

В Советском Союзе была идеология, были Уставы КПСС и ВЛКСМ, был «Моральный кодекс строителя коммунизма», и всё было понятно: что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. А что сейчас? Мне лично многое непонятно. Нашей «новой идеологией» стали космополитизм и толерантность? Наверно, я не толерантен, ибо негр для меня негр – меня так в школе учили (с) – а не афроамериканец и не афроевропеец, евроазиат или афроавстралиец.

Наша премудрая Госдума изнывает от скуки, не зная, чем бы еще страну удивить. Нет, чтобы издать закон «О толерантности»! Можно в виде таблицы из двух колонок – о чем можно говорить (писать, рисовать), о чем нельзя. Это мог бы быть первый закон с картинками, изображающими те предметы, которые нетолерантно упоминать в приличном обществе. А то я уже запутался: матом можно, а негра негром назвать нельзя.

А можно просто издать одну книжку с простым названием «Кодекс табу РФ».

Вам нравится?

Примечание моего младшего сына (моего главного редактора и генерального цензора): Про негра хорошо б добавить, что это слово происходит от названия расы - негроидная и оскорблением не является (можно же назвать европеоида европейцем), а английское nigger это уже отдельное слово, которое используется как оскорбление.