Цирковая эквилибристика является одной из самых зрелищных и сложных направлений в цирковом искусстве. Совершенствование в этом виде двигательной активности начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всей профессиональной карьеры артиста. Цирковой эквилибрист должен обладать высоким уровнем комплексной физической подготовленности. Однако, основным двигательным качеством, обеспечивающим успех в цирковой эквилибристике, является ловкость (координационные способности).
Координационные способности – возможности индивида определяющие его готовность к оптимальному управлению регулировки двигательного действия. Координационные способности для занятия многими видами спорта являются неоспоримо важным физическим качеством.
По мнению многих исследователей координационные способности являются критерием высокого спортивного мастерства. Анализируя доступную литературу, можно выявить, что младший возраст 9-10 лет является наиболее благоприятными для воспитания координационных способностей.
Однако проблема воспитания координационных способностей у детей 9-10 лет посредством циркового жанра эквилибристики остается малоизученной как в теоретическом, так и практическом плане. Эквилибристика является одним из основных жанров циркового искусства.
Занятие эквилибристикой вырабатывает быстроту реакции, координацию движений, укрепляет вестибулярный аппарат, приучает ориентироваться в необычных условиях. Для выявления эффективности воспитания координационных способностей у детей 9-10 лет посредством циркового жанра эквилибристики было организовано экспериментальное исследование на базе цирковой студии.
Исследование проходило в три этапа:
На I этапе - разрабатывались вопросы организации и содержания исследования. Проводилось изучение научно-методической и специальной литературы, а так же изучалась материально-техническая база. Проводились педагогические наблюдения, и подбиралась соответствующая методика.
На II этапе - были проведены тестирования на определение координационных способностей и внедрена методика проведения учебнотренировочных занятий для экспериментальной группы (ЭГ). Был проведён педагогический эксперимент: занятия проходили по 3 раза в неделю (вторник, четверг, воскресение) по 2 часа у контрольной и экспериментальной групп. Для экспериментальной группы (ЭГ) была разработана программа развития координационных способностей посредством эквилибристики. У контрольной группы (КГ) тренировочный процесс остался без изменений.
На III этапе - проводились повторные тестирования, а так же обработка и анализ полученных результатов исследования, сравнивались показатели тестирований. По результатам сравнения исходных данных с итоговыми данными определялась эффективность использования специально разработанных упражнений эквилибристики. Проводилась оценка эффективности применимых упражнений. В исследовании участвовало 2 группы по 12 детей 9-10 лет.
Для определения координационных способностей детей 9-10 лет были применены такие тесты как: «Проба Ромберга». Для выполнения упражнения используют два положения «пяточноносочное» и усложненное «аист»; тест «Ловля линейки»; тест «попадание в цель»; тест «слаломный бег»; тест «ходьба по гимнастической скамейке».
Результаты первичной диагностики координационных способностей в экспериментальной и контрольной группах оказались практически идентичными без наличия каких-либо достоверно-значимых различий (p>0,05), что позволяет говорить об идентичности исследуемых групп на начало педагогического эксперимента.
Контрольное тестирование поспособствовало выявлению уровня развития координационных способностей у детей 9-10 лет с целью определения дальнейших шагов педагогического эксперимента. Координационные способности развиты на низком уровне. Для их развития разработан комплекс упражнений средствами эквилибристики и внедрен в тренировочный процесс экспериментальной группы.
Занятия проводятся в групповой форме. Возраст детей от 9 до 10 лет.
Большое место в процессе обучения координационным способностям занимают показ и объяснение тренера.
Для развития координационных способностей посредством циркового жанра эквилибристики использовались упражнения на специальных учебно-тренировочных приспособлениях: площадка — деревянная или фанерная, гладкая; кубики — деревянные с наклоном в одну сторону и закругленными краями верхней плоскости; стоялки — металлические трубки на опорах, обмотанные изоляционной лентой или тесьмой; руль на ножках. Для оценки эффективности разработанного комплекса упражнений был организован и проведен педагогический эксперимент. В результате проведения повторной диагностики результаты в экспериментальной группе улучшились более значительно, чем результаты контрольной группы.
Таким образом, можно утверждать, что разработанные упражнения эквилибристики являются эффективными, так как виден заметный прирост показателей уровня координационных способностей во всех тестах у экспериментальной группы (ЭГ).