— Сегодня прошел Большой Весенний Тролль-Гнет-Ельник. Расскажи, что это такое?
- Пришла идея весной вместо обычной нашей фестивальной практики, (обычно участвуем в обеих столицах в фестивале «День святого Патрика») попробовать все-таки новый формат. Потому что, каждый артист больше всего любит формат сольного концерта. И мы выдумали для себя такой формат: Большой Весенний Тролль-Гнет-Ельник. Это большое количество песен по заказу (в интернете люди сами выбирают, что мы будем играть) и наша супер фишка – 10 секретных гостей. Но не так как многие делают. Приглашают и на афишах указывают, кто будет, как дополнительная реклама. Это наверно хорошо… А мы такие: «А мы не скажем кто! Приходите на концерт - и узнаете». И у меня такое ощущение, что народу офигенно понравилось. Выходит гость и народом узнается сразу, все «на ушах стоят». И самое главное, что каждый следующий гость – сюрприз.
— Уже с самой первой песни гости лихо отплясывают под вашу музыку. В чем секрет?
— Не знаю, может быть хорошая музыка, которая провоцирует танцевать с первой песни. Ответ такой наверно (улыбается). Мы не частим, но выступаем регулярно и народ, который приходит на наш концерт, знает, что делать, и понимает, куда пришел. Смысл ждать второй, третьей песни? Парам пам пам - можно сразу начинать!
— У вас очень много концертов. Вы выступаете как на больших фестивалях, так и в маленьких клубах. Что тебе больше по душе?
— Да, всё – хорошо. Разная энергетика. Естественно, хорошо на больших фестивалях выступать, очень здорово, что нас зовут. На «Нашествие», «Былинный Берег», «Folk Summer Fest», «YLЕТАЙ», т. е. в своих нишах это самые крупные фестивали.
— А чем отличается концерт на больших площадках от маленьких клубов?
— Во-первых, площадкой (смеется), как минимум. И, естественно, энергетика другая, другая работа с публикой. Повторюсь, приятно и то и то. Просто несколько разные вещи. Большие фестивали – это пара летних Open-Air. Не обязательно маленькие, в том числе большие площадки и средние это уже удел сезона и туров, сольники. Небольшая площадка – народ стоит прямо в двух метрах от тебя. В таких клубах свой кайф: нет смысла прятать глаза. Прямой контакт глаза в глаза с публикой.
— Вот вы не раз выступали в Европе. Как там воспринимают такой русский фолк?
— Отлично воспринимают. Музыка интернациональна. Но последнее время тенденции таковы, что людям интересно слушать музыку на родном языке, раньше какой-то негласный стандарт был, что надо всем петь на английском языке. Сейчас считается, что больше эмоций вокалист может передать непосредственно с языка, которым он свободно владеет. Так что сам музыкальный посыл за себя говорит. Все слушают и без вариантов начинают танцевать, рано или поздно, но скорее рано, чем поздно (смеется).
— Также первых песен, или сложнее раскачать людей в Европе?
— На самом деле, в Европе публика несколько отличается. Там, как мне кажется публика несколько более открыта (надеюсь никого не обижу) в том плане, что они более серьезно относятся к каждому артисту, которого слышат впервые. Стоят и реально очень серьезно слушают, хотят разобраться, что это такое. И если им зашло, всё: они раскрепощаются, начинают танцевать. Сравнивая с нашей публикой, в некоторых городах публика такая, что люди стоят слушают. Но из принципа занимают позицию, что мужики не танцуют. Стоят, очень нравится, после песни дико хлопают – разбивают в кровь ладони. Следующая песня начинается - и занимают такую позицию: голову поднимают и стоят слушают. Со второй половины, все равно начинают танцевать, но до последнего держаться (смеется). В Европе люди с самого начала открытые, они готовы, чтобы им понравилось, стоят и действительно стараются слушать. Но повторюсь, музыка - вещь интернациональная. И в самом музыкальном посыле люди находят ответы на свои вопросы. Мы общались с публикой: -«о чем песня?» -«насколько мы понимаем об этом и об этом» -«да, все правильно».
— Ты говоришь, что бывают такие моменты, когда зрители стоят и слушают, в такие моменты не возникает ощущение, что ты даешь концерт на кладбище?
— Нет, в такие моменты возникает мысль, что сейчас поработаем над этим, уже дело принципа. И не буду пафосничать, но не помню, чтоб когда-то случались проколы. Мы этим делом занимаемся 20 лет этой осенью будет и дело принципа, чтоб народу было хорошо, интересно, весело. Расскажу маленький секрет. Если ты начинаешь играть и народ стоит, слушает, нет смысла выкладываться на полную: выкручивать ручку экспрессии на все сто, мотать головой, прыгать, бесится по сцене. Надо просто зарядить более среднетемповые, качевые песни: подачей потихонечку продавить, раскачать, вызвать публику на контакт. Как минимум, люди заплатили свои деньги, они хотят их отбить своими эмоциями, поэтому они с удовольствием вписываются в любой интерактив. Дровишек в топочку подкидываешь и быстрей, быстрей парам пам пам - люди сами не замечают, как водят хороводы, пляшут.
— Каждые два года вы выпускаете новый альбом. Были ли такие моменты, когда ты сидишь и думаешь: «Черт, прошло два года, нужно писать новые песни, а о чем – не знаю».
— В начале нашего творческого пути мы встали на такие рельсы, что у нас получалось выпускать четко: два года – альбом. Последнее время, к сожалению, прицел немного сбился. Сейчас, слава богу, все хорошо с составом, он постоянный, сплоченный, определившийся. До этого особых проблем тоже не было, но некоторые музыканты не выдерживали ритма, поездок, семейные обстоятельства, усталость, особенности самочувствия, люди сливаются - нужны новые люди. В связи с этим разбор материала, запись альбома тормозились. Последние три альбома - шаг, по-моему три года. Но, собственно говоря, планы ближайшие – это 20-летие, начиная с осени большие юбилейные шоу Питер, Москва, Юбилейный тур по России, после этого все силы на разбор нового материала, запись и новый, уже девятый альбом ТГЕ.
— Ты рассказал сейчас про музыкантов, которые не выдерживали темп работы, а у тебя были такие моменты, что нужно писать песню, сидишь и думаешь о чем же мне написать?
— Прям настолько – нет, потому что сначала у нас был шаг - два года. Так получалось, старались подтягивать процесс записи, мобилизироваться. Но о чем я говорил, два года не получается. Глупо себя насиловать, потому что по материалу тоже видно будет, что из пальца высосано. Если что-то не идет, депресняк или проблемы с кадрами - значит это надо пережить, осмыслить, найти, сыграться и продолжить творить. Т. е. сделать песню ради того, чтобы вынь и полож, в этом смысла не вижу. Если какой-то простой, то это нормально для человека творческого, муза барышня капризная, она может регулярно приходить, может задерживаться где-то. Так что жизнь есть жизнь, ничего в этом страшного нет.
— Давай поговорим про новый альбом. Ваш альбом Лабиринт троллей это сборник таких каверов на малоизвестные группы. Обычно каверы делают на известных исполнителей, почему вы пошли другим путем?
— Мы вообще стараемся идти другим путем. Что-то изобретать новое, свое. И пришла идея трибьюта. Почему-то когда слышу трибьют, у меня перед глазам группа Ария. 25 лет и группа собирается и делает трибьют, Ария 35 лет другие коллективы собираются и делают трибьют, Ария 50 лет – собираются и делают. Ассоциативный ряд такой. Но на самом деле, пришла мысль сделать трибьют наоборот. Много коллективов, которые являются нашими друзьями, география обширна, по всей России они разбросаны. И мы считаем, что многие заслуживают намного больше, обделены вниманием, информации о них у народа недостаточно, а ребята играют отличные песни, и собственно говоря такая идея родилась, и мне кажется у нас все получилось с ее реализацией. Альбом звучит свежо, и нам материал нравится. Т. е. мы отбирали материал по следующим критериям: чтобы мы были знакомы с командой, чтобы когда-нибудь лично с ними встречались и чтобы песня хорошо звучала именно в нашей обработке, нашем звучании. Читал ехидные комментарии в интернете, что «своего нет, списались», но эксперимент есть эксперимент! Альбом есть. Товарищу одному написал, что вопросы можно было бы задавать, если бы и второй альбом такой был. А так это эксперимент, достаточно свежий, он есть, он закончен. Следующий альбом будет исключительно авторский.
— А что делает тролль, когда все ели погнуты?
— В наш век торгово-рыночных отношений, если хочешь добиться успеха, сделай себя сам. Посадки новых растений, которые будут согнуты, рассчитывать на кого-то в нашей жизни не приходиться. Хочешь гнуть? Будь добр высади и выходи! И дождись, пока можно будет согнуть.