Как-то так получается, что большая часть благих намерений в образовании, почерпнутых на Западе, в России превращается в неконтролируемый фарс. И я сейчас не об ЕГЭ, благодаря которому уровень образованности "просел" еще на пару десятков ступеней. Хочется поговорить об инклюзивном образовании, благодаря которому учителя и обычные, "не солнечные" дети оказались заложниками детей "с особенностями".
Итак, что это за зверь такой, инклюзивное образование?
Как говорит всезнающая Википедия, "Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и др.
Звучит красиво и благородно, правда?
Но есть огромный минус: дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности с расстройствами поведения, зачастую срывают учебный процесс для остальных детей:
1. Как ни крути, но крики, хождение по классу, крик, стук по партам и прочее отвлекает остальных детей от усвоения материала;
2. Когда в классе есть ученик с расстройствами поведения внимание учителя уже не распределяется равномерно между всеми детьми, потому как ОГРОМНОЕ количество усилий и времени учителя уходит на не совсем вменяемого ученика. И это несмотря на присутствие или отсутствие тьютора;
3. Учитель отвечает за доверенных ему детей. И в случае травмы ребенка учитель будет виноват. Как часто случаются вспышки агрессии у детей с расстройствами поведения?
4. Очень часто мамы таких "особенных" детей сами активно проявляют агрессию к окружающим - чтобы не ущемили в чем их "кровиночку".
И вот ТАДАМ! основная проблема, которая сейчас во всей неприглядной красе встала в школах:
Благодаря закону, "особенный" ребенок с сохранным интеллектом ИМЕЕТ ПРАВО обучаться в одном классе с обычными детьми как бы отвратительно он себя не вел. Родители здоровых детей никаким ЗАКОННЫМ образом НЕ МОГУТ защитить право своих здоровых детей на нормальное образование и предотвратить УГРОЗУ НАСИЛИЯ над своим здоровым ребенком от ребенка с расстройствами поведения.
Ребенка с расстройством поведения могут отправить на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) только:
1. С согласия родителей;
2. Если такой ребенок кого-то серьезно покалечит или убьет.
А так как родители в 99% такого согласия не дают, зная, что их "особенного" ребенка отправят в коррекционную школу, нужно просто подождать, когда кто-то серьезно пострадает. Серьезно. По-другому никак.
Думаете, это фантазия? Нет, вот реальная история из города Новосибирска. Один из учеников начальных классов Лицея №176, вместе со своей мамой и бабушкой, в буквальном смысле ТЕРРОРИЗИРУЕТ остальных учеников. Родители остальных детей не могут сделать НИЧЕГО: коллективные жалобы писали и в прокуратуру, и в Министерство образования, и в отдел по защите прав ребенка. Результат нулевой.
В настоящее время мама этого "особенного" ребенка подала в суд на классного руководителя, вся вина которого в том, что смогла защитить других детей от агрессии этого ребенка (дав СЕБЯ избить и искусать!!!) и удерживала агрессивного ученика до приезда психиатрической неотложки. При этом бабушка этого ребенка стояла рядом и НИЧЕГО не предприняла для того, чтобы остановить агрессию своего внука. Ссылка https://ngs.ru/more/66369568/
Мама, которая совсем не присутствовала во время вспышки агрессии, подала судебный иск, в котором указано, что учительница "прыгала по нему, била, пинала". Ну то есть, учительница, которая, по словам свидетелей "далеко не дюймовочка" (примерно около 100 кг весом), прыгал по третьекласнику и при этом он как-то выжил.
Есть железное доказательство обвинения:
1. "Так сказал ребенок"
2. Результаты судебно-медицинской экспертизы, которую "пострадавший" прошел через неделю.
Казалось бы, есть фото и видео реально произошедшего, есть масса свидетелей от других учителей и родителей некоторых учеников до самих испуганных одноклассников этого "особенного" ребенка. И что тут может грозить учителю. Ан нет.
Есть еще "связи" бабушки, которая когда-то работала в Администрации, и учителю теперь вполне реально получить "волчий" билет.
Вот такая вот история, очень показательная, но далеко не единственная.
Судя по комментариям к статье, только в Новосибирске есть еще несколько школ с подобной проблемой.
Отсюда вопрос к уважаемым разработчикам данного закона - КТО И КАКИМ ОБРАЗОМ СМОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ ОБЫЧНЫХ ДЕТЕЙ ОТ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Лично я думаю, что введение ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в случае регулярных отклонений в поведении сможет частично решить эту проблему: и дети с сохранным интеллектом смогут обучаться среди сверстников и социализироваться, и обычные здоровые дети смогут спокойно получать знания, и учителя смогут хоть немного почувствовать себя защищенными от произвола, и мамы детей с "особенностями" наконец научатся работать в тандеме с учителем и нормально себя вести.
А как вы думаете?
Всем добра!