В 2018-ом году руководство Каннского кинофестиваля заявило, что фильмы "Netflix" больше не будут учавствовать в конкурсной программе. На то было несколько причин: по правилам фестиваля, до конкурса допускаются только работы, которые побывали в широком прокате во Франции, а местное законодательство запрещает публиковать фильмы на онлайн-платформах еще 3 года.
Директор по контенту стримингового гиганта тогда сказал, что не видит причин демонстрировать проекты "Netflix" вне конкурса, из-за чего "Рому" Куарона и "Балладу Бастера Скрагса" братьев Коэн впервые показали на фестивале в Венеции.
Последними режиссерами, чьи фильмы "Netflix" привозил в Канны, стали Пон Джун-хо и Ноа Баумбах (имя Noah в русском языке читается как "Ной", но мы будем использовать вариант "Ноа", потому что так режиссера называют в англоязычной среде).
В 2019-ом году все те же "Netflix" и Баумбах привезли в Венецию семейную драму "Брачная история". Критики и другие гости фестиваля назвали ее одной из лучших картин года, а Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон - лидерами в борьбе за главные кинопремии.
"Золотого льва" этого фестиваля увез "Джокер" Тодда Филлипса, но любые разговоры фанатов комиксов о том, что Хоакин Феникс получит Оскар, разбивались о великолепного Рика Далтона Леонардо Ди Каприо и новые отзывы прессы, в которых статуэтку отдавали Драйверу.
Седьмого декабря "Брачная история" вышла на "Netflix", продолжив серию из оригинальных проектов, сервиса, которым пророчат успехи в наградном сезоне. И если 3,5-ой часовой "Ирландец" - шикарный фильм, который смогут досмотреть не все, то лента Баумбаха - просто лучшая драма года, которая говорит о том, что осталось за кулисами "Крамер против Крамера".
Актриса Николь любит мужа за то, что ему нравится быть отцом, за чувствительность, из-за которой тот плачет в кино и за его терпеливость.
Театральный режиссер Чарли любит, как она танцует, играет с сыном и находит моменты, когда на него нужно надавить, а когда оставить наедине.
Все это записано на бумагах, которые паре выдал психолог перед тем как обсудить их развод. Николь отказывается читать то, что написала, сеанс заканчивается. Впереди - последнее выступление Николь в постановке Чарли, после чего она отправится на съемки пилота сериала в родной Лос Анджелес, а театральная труппа переедет на Бродвей. Он в последний раз делает ей замечания по поводу игры, и следующий день они встречают на разных побережьях.
Все начинается как мирная история о людях, которые решили остаться друзьями, обсудить все вопросы без адвокатов, и сделать все так, как будет лучше для их восьмилетнего сына.
Критической точкой для героев становится то, что Николь планирует остаться с Генри (сыном) в Калифорнии, где живут ее родные и снимают сериал, а Чарли, выросший в семье алкоголиков, ждет, когда его настоящая семья, пусть и разобранной, вернется в Нью-Йорк, где прошла вся их совместная жизнь, и где он ставит пьесу.
Драмы о том, как рушатся семьи, неожиданно заняли первые места в моих личных рейтингах как отечественных, так и западных картин года. При этом, развод они рассматривают по-разному: "Верность" Нигины Сайфуллаевой - фильм-действие, о важности диалога в ситуации, когда его заменяет беспорядочный секс, которым мстят за мнимые измены; "Брачная история" раскрывает иное - он изучает как по ходу брака люди теряют свою индивидуальность ради создания некого целого, что в итоге и проводит к коллапсу: он не может найти парикмахера, потому что его всегда стригла жена, а у нее рушится мир, потому что она "хотела семью".
Фильм Баумбаха, вопреки описаниям, не об отцах, матерях и детях, точнее, не только об этом. Суд по делу об опеке - не новое явление для кинематографа. То, как бывшие супруги доказывают органам, кто больше заслуживает называться родителем, 40 лет назад показал Роберт Бентон в "Крамер против Крамера".
"Брачная история" же разбирает институт семьи, в глазах общества и в лицах самих супругов, обращая внимание то на "потерявшую голос" Николь, чья драма отражает строчку "Ты пол меня, я пол тебя, но мы не целое", то на общественную систему взглядов, которая с Библии несет идею, что мать - это светлый человек высоких стандартов, что рожает ребенка после непорочного зачатия, а отец - не пойми кто, который наблюдает с небес. А в основе этого института всегда отказ от личных ценностей и амбиций в угоду новой жизни, которую Николь, как и те, кого она представляет, "wanted until [she] didn't".
Удивительно насколько глубоко меня задел этот фильм, что спустя сутки и какое-никакое осмысление, я с очень странными чувствами смотрю на парный постер выше. Дело не только в том, что сам постер очень романтичный, но и в художественных средствах, за счет которых цепляет именно картина.
В этом аспекте ее можно сравнить с отличным примером "доброго фильма" "Шефом Адамом Джонсом" с Брэдли Купером, который после просмотра ассоциируется с серьезной, пусть и легкой, историей, потрясающим цветокорром, музыкой и актером на главной роли, которые гармонично складываются в единый пазл.
"Брачная история", конечно, гораздо тяжелее, но так же умело использует для создания нужного впечатления и саму историю, и антураж. Противостояние героев лучшего всего показано в разнице свойственных им цветов и обстановок: элегантная Николь несет бежевого-оранжевые оттенки солнечной и просторной Калифорнии, а высокий Чарли - приглушенно-синеватую палитру Нью-Йорка, в котором, оказываясь без семьи, он становится часть многотысячной толпы, из которой выделяется разве что ростом (что особенно отметили журналисты "Vulture" в тексте о ситуациях, в которых Адам Драйвер оказался слишком высоким).
Чувственному восприятию способствует буквально все: фильм снят на пленку, из-за чего у него характерно зернистая картинка, которая выглядит уютнее, чем вылизанные цифровые аналоги, а лица героев в самых эмоциональных ситуациях попадают в крупные планы, чтобы зритель не упустил ни одной слезы или дрожи.
Баумбаху важно, чтобы зритель уловил все то, что в картине видит режиссер, который рассказывает собственную историю. Ноа - режиссер из Нью-Йорка, который развелся с актрисой, но вместо того, чтобы однозначно принимать сторону Чарли, он старается максимально широко охватить историю, чтобы понять не кто больше виноват, а что в целом привело к распаду семьи.
Главное же в ленте, вопреки всем художественным и драматургическим средствам, - потрясающая игра актеров, которые будто созданы для своих ролей: от "засранцев"-адвокатов, у одного из которых неживой стеклянный взгляд, а у другой повадки стервы, до потрясающей пары главных героев.
Адам Драйвер и Скарлетт Йоханссон здесь потрясающие настолько, насколько это невозможно: он вклинивается в борьбу за Оскар наравне с Ди Каприо и Де Ниро, а она наконец составляет конкуренцию в тонком умении плакать в кадре, которым, кстати, не владеет Николь, Мэрил Стрип во все том же "Крамер против Крамера".
"Брачная история" - это тонкая драма о семье, любви, предательстве, самопожертвовании и поиске себя, восторг от которой тяжело описать в каком-либо материале. Она деконструирует образы экс-супругов, вместе с ячейкой, что они когда-то составляли, и приходит к выводу, что весь брак - это путь от несчастья к другому несчастью и поиску себя, который, тем не менее, дает человеку почувствовать себя живым. В этом смысл всего, и об этом Чарли поет в своем ремейке "Being alive".
"Someone to hold you too close
Someone to hurt you too deep
Someone to sit in your chair
And ruin your sleep"