26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв одного из реакторов с последующим выбросом огромного количества радиоактивных веществ в окружающую среду. Советские физики Валерий Легасов (Джаред Харрис), Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон) и зампред Совета Министров СССР Борис Щербина (Стеллан Скарсгард) отправляются в Украинскую ССР, чтобы любой ценой ликвидировать или по крайней мере минимизировать последствия катастрофы.
Мини-сериал про катастрофу на Чернобыльской АЭС от сценариста фильмов «Очень страшное кино» и «Мальчишник в Вегасе» Крэйга Мазина и клипмейкера/малоизвестного телевизионного режиссера Йохана Ренка на словах казался худшей идеей на свете. Только благодаря чуду этот дуэт мог воссоздать портрет тех событий, мастерски выдержав золотую середину между художественным и документальным, аутентичностью и «клюквой», реализмом и драматизмом. Удивительно – чудо произошло! Ренк и Мазин с головой погрузились в тонны документов, фотографий, отчетов, интервью и записей той эпохи, чтобы создать пятичасовой сериал, который, скажем прямо, не даст ответов на многие вопросы, но заставит зрителя прочувствовать весь ужас и беспомощность советских людей, первыми в истории столкнувшихся с аварией, способной убить миллионы людей и навсегда изменить состояние нашей планеты.
Главный успех «Чернобыля» как раз в том, что это коллективный портрет людей, оказавшихся в эпицентре катастрофы. Было бы неправильно сосредотачивать внимание только на горстке физиков, которые пытаются найти решение проблемы, или пожарных-ликвидаторов, погибших при тушении пожара в первые часы после аварии. Создатели расширяют оптику, чтобы дать экранное время всем участникам событий – от шахтеров и жен пожарных до номенклатуры и самого Горбачева. Причем благодаря отличной режиссуре все сцены – будь то совещание партийной верхушки или смертельная миссия по включению насосов – смотрятся одинаково напряжённо и захватывающе. Мало того что три эпизода,отправленные российским журналистам на рецензирование, выбивают дух и не дают отдышаться, так они заряжают странным желанием выйти за пределы сериала и расширить свои знания о катастрофе.
Впрочем, в этом музее советской истории есть и фальшивые экспонаты: общее впечатление портит английский язык и попытки актеров поиграть с акцентом – очевидный и простительный прокол – и, кто бы мог подумать, роль Эмили Уотсон. Актриса играет Ульяну Хомюк, физика из Минска, которая сама догадалась о возможной катастрофе близ Белорусской ССР. Это выдуманный персонаж, который является своего рода коллективным портретом ученых, пытающихся объяснить партийным тугодумам на пальцах масштабы катастрофы (чего только стоит эпизод с мужчиной, который раньше был начальником обувной фабрики, а теперь пьёт на рабочем месте за пролетариев всех стран и отказывается эвакуировать людей).