Как заниматься с ребенком так, чтобы его за уши было не оттащить? И научить ребенка говорить первые звуки, слоги и слова. На эти вопросы отвечает практикующий логопед «Александра Рикконен», автор курса «Запуск речи у малышей».
Когда ребенок хочет — его не остановить. Поэтому важно знать его психологию. Что ему нужно и хочется делать в данный момент времени. За что я борюсь на занятиях с детьми — так это за внимание ребенка. Как сделать так, чтобы замотивировать самого прихотливого малыша. Отчего он смеется, отчего плачет, когда он счастлив. Я вижу свою задачу в том, чтобы сделать понятие «речь» синонимом понятия «счастье».
Я бы посоветовала Вам: не переставайте изучать истинные мотивы своего ребенка. Потому что если вы найдете то, что сильно хочет ребенок и включите это в занятие — вы добьетесь крутых результатов.
Как правило, у детей с ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, есть и особенности поведения:
- Очень истощается психически, медленно включается в деятельность.
- Низкая мотивация, внимание не удерживается, ничего не хочет делать.
- Гиперактивность — очень возбудимыЙ, быстро утомляется.
- Импульсивность — нестабильный психически: то слезы, то нытье, внезапная смена настроения.
- Может работать только 10 минут, потом — «вылетает».
- Обычная система поощрений не действует (ни ласка, ни похвала, ни наказание).
Что делает все еще гораздо хуже: мультики. После мультиков просто сидеть за книжкой и повторять за мамой — не интересно.
Представьте, что переключаем ребенка на обучение по книге после планшета. Для него это будет большой облом, так как он привык к более увлекательному досугу.
Вот и представьте, как ребенку сложно выделить главное и направить все силы мозга на это. Давайте же облегчим ребенку работу и постараемся сделать наше занятие красочным, впечатляющим, заряженным. Мозги любят, когда на них воздействуют одновременно несколько приятных раздражителей: цвет, звук, запах. Привлекает внимание то, чего еще не было в жизни ребенка.
Начнем наше занятие с игры, когда мы показываем игрушку, и, одновременно, звеним в колокольчик. Вот так:
Это классно забирает внимание ребенка, потому что не очень привлекательный стимул (рыбка) сопровождается звуковым раздражителем (колокольчиком). Вырабатывается рефлекс — смотрю на рыбку — слышу колокольчик.
Речь — это не просто рот и вылетающие оттуда звуки
Раз уж мы говорим о запуске речи, хочу сразу пояснить: речь — это не просто рот и вылетающие оттуда звуки. Это только вершина айсберга. Речь — это вообще не про язык, а про режиссуру. Потому что речь у нас начинается во время работы с предметами и возможна только в какой-либо ситуации. Наша задача номер 1 — создание повода для разговора, для дошкольников это игра.
Какая мотивация может быть у говорящего:
- Мотив просьбы (ребенку что-то нужно от вас);
- Мотив сопереживания (ребенок чувствует что-то, ему нужно поделиться этим);
- Мотив информация (ребенок хочет, чтобы вы знали, что он думает).
Можно ли вырвать речь из контекста повседневной жизни ребенка?
Всем же ясно: нет. В год ребенок понимает, что любой предмет можно назвать. Чтобы понять, что машинку можно назвать этим набором звуков, нужен предмет и его озвучивание. Более того, чтобы ребенок заговорил, нужно, чтобы вы выучили с ним 50 слов. У него на пленку уже должны быть записаны слова, чтобы потом было что с пластинки услышать. Например, вода в бутылке, вода в реке, вода из крана.
Речь — это действие. С физической точки зрения — это голосовая, воздушная струя, пропущенная через органы артикуляции. Чтобы сказать слово “мама”, ребенок должен уметь говорить “м”, “а”, иметь эти звуки в арсенале. Управление движением языка, губ — должно быть скоординировано со слуховым сигналом.
Что со слухом?
Смотрите: моя дочь слышит одновременно, как летит самолет, чирикает птица, и звук моего голоса (я говорю «иди сюда»). Что будет для нее более важно? Она же не будет расшифровывать птичий язык. Значимость речевых звуков должна быть больше, чем неречевых: услышал звук, нужно, чтобы отрегистрировал, знал, как его воспроизвести.
Нужно связать звук, превратить в какой-то образ. Например а — укачивать куклу. Вызов звука нажать на щечки, ротик приоткрыли, пропеваем — «ААААА». Ложку подносим ко рту и пропеваем. Положить себе на колени, похлопать по спинке, пропевая «А».
Вот так это работает:
- ребенок слышит ушками звук;
- получает от глазок картинку как выглядит звук при назывании;
- он связывает звук и уклад органов артикуляции (видит ваш рот);
- подражает;
- говорит.
Этапы работы я разделю вот так:
1. Наладить зрительный контакт — глазки в глазки, или глазки смотрят на рот ваш.
2. Добиться того, чтобы ребенок повторил за вами любые движения четко и последовательно. Сначала просто в игре: покатай машину, там, куклу покачай. Потом подражание перейдет на звуки. Это же не просто так повторение, как попугаи, это для того, чтобы внимание ребенка было направлено на речь.
Если он выпал по какой-то причине, снова вызываем сначала повторение движений, потом звуков.
3. Вызывание звуков. У детей звуки ставятся на выдохе. И пропевание звуков — это обязательная часть.
4. Слоги в сюжетно-ролевых играх.
5. Слова.
ОШИБКИ
1. «Скажи, повтори» — друзья, это так не работает. Сначала мощный стимул. Когда вы чего-то хотите, вас что-то может остановить?
2. Недостаток мощного сенсорного стимула. Яблок должно быть много. Кг- 5, шелестящих бумажек — тоже столько, чтобы ребенок в них вдоволь накупался.
3. Не жестите с ребенком, никакой серьезности. Если ребенок немного испугался, или смеется — вы идеально провели занятие.
4. Одна мама мне рассказывала, что они занимаются после просмотра мультфильмов. Он не может сосредоточиться, не слушается, капризничает ни с того ни с сего. Так, вот: не надо так никогда делать.
Если ребенок получает новый опыт, у него появляются новые нейронные связи. Нужно обязательно учитывать потребность в накоплении сенсорного опыта, без которого мозг не развивается полноценно. Особенность в том, что первые несколько занятий ничего особо не происходит, но это только видимое явление. То есть, незаметно для нас, происходят необратимые процессы получения, обработки, сохранения информации, которая будет с ребенком всю жизнь. Накапливая опыт, мы можем дойти до критической отметки, когда станет ясно, что предпосылки к речи уже сформированы, мы “протолкнули” речь, ребенок начинает издавать вокализации, и повторяет звуки. В связи с этим нельзя обесценивать этап подготовки, подземные работы.
Посмотрите один из практических уроков курса
Попробуйте провести пробное занятие с вашим малышом. Уверены, что у вас все получится, занятия простые, но действительно эффективные.
А затем приходите к нам учиться на онлайн-курс:
- 15 уроков
2 теоретических и 13 практических уроков. Каждый урок содержит подробное видео. - 2 недели обучения
Каждый урок автоматически открывается раз в день. На электронную почту вы получите уведомление. - 26 эффективных занятий с ребенком
Каждый практический урок состоит из 2 занятий, которые вы можете с легкостью провести со своим малышом. - Презентации и дополнительные материалы
Помимо видео урок содержит презентации и вспомогательные материалы (карточки, буквы для печати, полезные ссылки).