Рубрика «Домашка по изо» продолжает радовать готовыми ответами на вечные вопросы: что и зачем изображено на картинах известных русских живописцев?
Константин Юон родился в Москве, но происхождение у него европейское. Швейцарские корни и крайне интеллигентная семья - странно что у художника был положительный отклик на революцию, кровавый пожар в нашей бедной истории. Брат Константина – известный композитор П.Юон вернулся на историческую родину в Швейцарию, которая, как известно, слыла колыбелью всех недовольных потрясениями ХХ века.
Но художник Константина Юон был не из тех, кто бежит, а из тех, кто вступает партию и рисует, словно ничего не произошло. Судя по его приличной карьере и высоким должностям, с советской властью открытых разногласий у него не было. Впрочем, те, кто писал отстраненные сюжеты (пейзажи, например) меньше вызывали подозрений в политическом инакомыслии. Красота русской зимы проста в своем великолепии, не взирая на политический строй. Юон рисовал много пейзажей, один из них часто появляется в школьной программе в качестве пищи для размышлений.
Почему семиклашкам бывает так сложно описать простой сюжет солнечного полудня поздней зимы? Наверное, потому, что бедные школяры в это время еще на уроках и прелести свободы меркнут, припыленные ненужными знаниями. Тем не менее «Конец зимы. Полдень» - это потрясающе атмосферная работа, как говорится, картинка со «звуком» и даже с «запахом».
На картине Юона мы видим, скорее всего, один из самых первых дней оттепели. Снег на крыше еще лежит пушистым сугробом, а на земле он уже рыхлый, подтаявший.
Вырвавшиеся на свободу домашние курочки распределились по тропинке в поисках прошлогодних зерен, в воздухе – неминуемое предчувствие весны. Птицы всегда служили главным вестником потепления, здесь это куры и петух, не побоявшиеся снежных завалов деревенского двора.
Домашняя птица украшает первый план, а дальше – пастораль российской глубинки, еще охваченной снегами. О недавнем морозе напоминает кладка дров, приваленных к деревенскому дому. Картина залита радостным солнечным светом, сквозь который контрастом проступает насыщенная зелень елок. Фон зимнего голого леса выписан прозрачной голубизной – ему еще не скоро придется обрести цвета, как у вечно пушистых хвойных.
Конечно, важную роль в картине играют персонажи – это юные лыжники, которые высыпали на улицу, воспользовавшись замечательной погодой. Нужно успеть насладиться зимними развлечениями, пока лежит снег.
Художник указал в самом названии картины, что момент, который мы видим – переходный. В культуре, полдень и полночь являются символами рубежа, здесь же - это явный переход между сезонами, и знак вечного круговорота жизни. О вечности напоминает и символическое дерево – зеленые ели крупного плана.
Быстротечная радость детства, простых ценностей российской глубинки, осознание прекрасного момента, как неотъемлемой части жизни – вот о чем работа Юона. Ведь «Конец зимы» - не просто солнечный пейзаж, это символический полдень между детством и взрослением, когда до весны осталось совсем немного, а радость предчувствия сильнее, чем радость обладания.
Принято сокрушаться, что в русской классике мало позитива. Но это не совсем так. Даже социальные драмы несут в себе идею о свете, просто она не лежит на поверхности, как это принято в западной культуре. Пожалуй, у нас все немного сложнее, немного труднее, нужно копнуть глубже, приложить больше усилий – тогда все проявится. Ведь, как и самые сложные периоды, всякая зима рано или поздно закончится. И нельзя об этом забывать даже в самые холодные зимние вечера.