Найти тему
Parnas on-line gallery

Сочинение по картине «Конец зимы. Полдень.» Константина Юона.

«Конец зимы. Полдень.» Константин Юона.
«Конец зимы. Полдень.» Константин Юона.

Рубрика «Домашка по изо» продолжает радовать готовыми ответами на вечные вопросы: что и зачем изображено на картинах известных русских живописцев?

Константин Юон родился в Москве, но происхождение у него европейское. Швейцарские корни и крайне интеллигентная семья - странно что у художника был положительный отклик на революцию, кровавый пожар в нашей бедной истории. Брат Константина – известный композитор П.Юон вернулся на историческую родину в Швейцарию, которая, как известно, слыла колыбелью всех недовольных потрясениями ХХ века.

Константин Юон
Константин Юон

Но художник Константина Юон был не из тех, кто бежит, а из тех, кто вступает партию и рисует, словно ничего не произошло. Судя по его приличной карьере и высоким должностям, с советской властью открытых разногласий у него не было. Впрочем, те, кто писал отстраненные сюжеты (пейзажи, например) меньше вызывали подозрений в политическом инакомыслии. Красота русской зимы проста в своем великолепии, не взирая на политический строй. Юон рисовал много пейзажей, один из них часто появляется в школьной программе в качестве пищи для размышлений.

Почему семиклашкам бывает так сложно описать простой сюжет солнечного полудня поздней зимы? Наверное, потому, что бедные школяры в это время еще на уроках и прелести свободы меркнут, припыленные ненужными знаниями. Тем не менее «Конец зимы. Полдень» - это потрясающе атмосферная работа, как говорится, картинка со «звуком» и даже с «запахом».

На картине Юона мы видим, скорее всего, один из самых первых дней оттепели. Снег на крыше еще лежит пушистым сугробом, а на земле он уже рыхлый, подтаявший.

Фрагмент
Фрагмент

Вырвавшиеся на свободу домашние курочки распределились по тропинке в поисках прошлогодних зерен, в воздухе – неминуемое предчувствие весны. Птицы всегда служили главным вестником потепления, здесь это куры и петух, не побоявшиеся снежных завалов деревенского двора.

Фрагмент
Фрагмент

Домашняя птица украшает первый план, а дальше – пастораль российской глубинки, еще охваченной снегами. О недавнем морозе напоминает кладка дров, приваленных к деревенскому дому. Картина залита радостным солнечным светом, сквозь который контрастом проступает насыщенная зелень елок. Фон зимнего голого леса выписан прозрачной голубизной – ему еще не скоро придется обрести цвета, как у вечно пушистых хвойных.

Фрагмент
Фрагмент

Конечно, важную роль в картине играют персонажи – это юные лыжники, которые высыпали на улицу, воспользовавшись замечательной погодой. Нужно успеть насладиться зимними развлечениями, пока лежит снег.

Художник указал в самом названии картины, что момент, который мы видим – переходный. В культуре, полдень и полночь являются символами рубежа, здесь же - это явный переход между сезонами, и знак вечного круговорота жизни. О вечности напоминает и символическое дерево – зеленые ели крупного плана.

Быстротечная радость детства, простых ценностей российской глубинки, осознание прекрасного момента, как неотъемлемой части жизни – вот о чем работа Юона. Ведь «Конец зимы» - не просто солнечный пейзаж, это символический полдень между детством и взрослением, когда до весны осталось совсем немного, а радость предчувствия сильнее, чем радость обладания.

-6

Принято сокрушаться, что в русской классике мало позитива. Но это не совсем так. Даже социальные драмы несут в себе идею о свете, просто она не лежит на поверхности, как это принято в западной культуре. Пожалуй, у нас все немного сложнее, немного труднее, нужно копнуть глубже, приложить больше усилий – тогда все проявится. Ведь, как и самые сложные периоды, всякая зима рано или поздно закончится. И нельзя об этом забывать даже в самые холодные зимние вечера.