"Все, что ни делается, - к лучшему! Все, что ни делается, - к лучшему!" - бьется рефреном в голове. И куда только подевалась вселенская мудрость в которой я пребывала еще некоторое время назад. Ну почему её периоды так кратки и касаются лишь осмысления прошлого, а в настоящем эмоции нет-нет и накрывают.
Может следствие отказа от антидепрессанта? Но ведь они своего рода костыли. Человек не должен все время ходить на костылях. Нужно иметь мужество отбросить их в сторону, когда знаешь наверняка, что вот сейчас ты уже в порядке. Что твои ментальные кости окрепли и выдержат реалии твоей жизни.
Но это знание как-то слабо утешает и я снова и снова, словно мантру говорю про себя "Все, что ни делается, - к лучшему". Возможно та дверь, в которую я стучусь и стучусь, и не должна открываться. Может еще рано, может быть уже поздно, а возможно это вообще не та дверь, что мне нужна.
Больше всего меня раздражает, когда я чего-то не понимаю. Не думаю, что вообще кто-нибудь любит ощущать себя глупым. Я пытаюсь отвернуться от того, что меня раздражает, но это как заноза, раз за разом цепляет вопросом, который в голове звучит растерянным детским голосом - Ну почему? Почему?
Не люблю это чувство беспомощности и стараюсь найти в себе силы и отвернуться от злополучной закрытой двери. Но что делать с надеждой на то, что быть может не тот ключ подобрала, не тем стуком постучала, которая и удерживает у порога. И тогда приходит в голову, что надежда вовсе не светлое чувство, это ловушка, которая заставляет держаться за прошлое или за мечты, и не дает идти дальше не оглядываясь. Ведь если бы не она, я была бы свободна как ветер от иллюзий. Но надежда даже в ящике Пандоры была последней кто покинул его. Она, говорят и умирает последней. Хм...на память внезапно пришли тараканы, говорят они выживут даже в случае ядерной войны. Тараканы и надежда, обалденный ассоциативный ряд. Я явно не с той ноги встаю последние дни. Кто бы посоветовал где найти позитива. Потому что "Все, что ни делается, -к лучшему" набило изрядную оскомину.
Медитация, медитация мне поможет, говорю я себе, и стараюсь найти равновесие в ней - нет, не помогает. Ну не складываются у нас с ней отношения.
Ухожу с головой в общение с друзьями и работу, хммм, да , в этом что-то есть, во всяком случае это вызывает чаще улыбку и не дает возможности уйти в грустные мысли. Хорошо, что есть родные, хорошо, что появились друзья. Мысль о них вдруг согревает и вот уже не все так мрачно и беспросветно. Значит принадлежность к группе все таки не на последнем месте, значит мой личный код выживания это эмоции и возможность их разделять.
Код выживания, интересная, кстати, штука. Этим вопросом задавались многие философы и ученые. Фридрих Ницше говорил, что «у кого есть зачем жить, может вынести любое как». У Виктора Франкла есть своя концепция «выживание через веру в себя».
Я работаю в местной мэрии, коммуне, и здесь сейчас внедряют новую программу. Сама программа основана на исследованиях Аарона Антоновского и его последователей, которые задались вопросом, почему люди выживали в концлагерях. Он, А.Антоновский, считал салютогенные факторы (здоровые силы и ресурсы) способом для успешного преодоления кризисной ситуации и получения бесценного опыта для дальнейшего его использования в процессе жизни. «Среди личностных характеристик, защищающих от действия стресса, называют «Sense of coherence». Sense of coherence — личностная черта, отражающая склонность человека видеть мир осмысленным и управляемым".
Вот у меня на работе сейчас всех и приобщают к салютогенной мудрости и придают более глубокий смысл нашей общей работе, придавая всем работникам чувство общности и принадлежности к чему-то большему. Знакомо звучит, не так ли? Коммунизм тоже ведь из этой серии, как и объединения в пионеры, комсомольцы. Это, несмотря на пафос, вело огромную страну СССР к великой цели и в свое время помогло победить в страшной войне и пережить послевоенные годы. Только здесь и сейчас шведы делают это без надрыва, постепенно, но верно двигаясь к своей цели. Не только в нашей коммуне, но и многих других, просто в разных комбинациях и порой под другим названием.
Когда я заинтересовалась этой темой, я вышла на труды Мули Лаада, известного ученого и практика, директора центра кризисной психологии (Израиль). Он разработал концепцию BASIC Ph. Это аббревиатурa, каждая буква которой означает определенный подход к тому, как человек справляется с кризисом. Вот эти подходы:
1. Верования и ценности (Belief and values)
2. Эмоциональный аффект (Affect)
3. Социальный (Social)
4. Воображение и фантазия (Imaginative)
5. Когнитивный (Cognitive)
6. Физиологический (Physiological)
В каждом конкретном случае, человек использует один или комбинацию из этих подходов. Кому-то помогают вера и духовные ценности, кто-то уходит в воображаемый мир (кстати, такой подход показан в фильме "Жизнь прекрасна", если кто не видел, очень советую посмотреть), кто-то будет искать поддержку в группе, или выплеснется в творчестве, или составит для себя планы, списки и прочее. Подходов в их комбинации довольно много, но все их объединяет трата энергии.
Ну вот, посидела, разложила себе по полочкам, потратила энергию и на время эмоциональная буря утихает. И снова вижу перед собой целый мир и множество дорог и дверей в нем. Если закрывается одна, то открывается другая. А если не открывается, то оставь ее в покое и иди дальше. Не стой на месте, в конце концов, жизнь это движение и надо успеть изучить то, что есть вокруг, а не тратить свое время на бессмысленную надежду. Напоминаю себе, что любопытство всегда помогало мне, что это ведь очень интересно, что же будет дальше, как сложиться пазл моей жизни и тех, кто мне дорог.
А напоследок притча, чья мудрость меня и спасает и убивает, потому как терпение ну абсолютно точно не мое основное качество.
"Жил-был царь и у него был советник, который очень верил в Бога. Что бы ни случилось, советник всегда повторял:
– Всё, что ни делается, всё к лучшему. Бог всё очень хорошо и мудро устраивает: что-то получаем – хорошо, нет – ещё лучше.
Когда у царя не получалось что-то задуманное, советник говорил:
– Это к лучшему!
В такие моменты царю не очень нравилось это слушать:
– Быть не может, что если что-то плохое случается и нас постигает неудача, то всё это для нашего блага.
Однажды гуляли они в лесу и незаметно, за разговорами, углубились в чащу. Царь стал искать тропинку и наступил на шип очень ядовитого растения. Советник, не медля, выхватил кинжал и мигом отсёк царю палец ноги, в который впился этот шип, произнеся при этом:
– Как хорошо всё Бог устроил!
Царь был в ярости:
– Ты отрубил мне палец, как может это быть хорошо?
Советник ответил:
– Если бы я не отсёк палец, яд распространился бы по всему телу, и вы бы умерли.
Царя эти слова не успокоили и он прогнал прочь советника, сказав, что ни видеть, ни слышать его больше не желает.
Продолжив дорогу в одиночестве, царь попытался выбраться из чащи. Но на его беду в этом месте и в это время одно очень жестокое племя дикарей проводило праздник, для которого им как раз не хватало подходящей жертвы. Царя схватили и повели к жертвеннику. Дикари стали готовиться к ритуалу. Но вдруг, неожиданно для царя, они отпустили его, издав недовольные крики: жертва оказалась неполноценной, у неё не было одного пальца ноги.
Перепуганный, но живой, царь добрался до дворца и тут же вызвал советника к себе. Одарив его щедро подарками, царь сказал:
– Ты говорил мудрые вещи, но объясни, что хорошего было в том, что я тебя прогнал тогда в лесу?
На что советник отвечал:
– Это было очень хорошо, царь, что вы меня прогнали: если бы я остался с вами, дикари отпустили бы вас, но оставили бы меня.
С той поры царь тоже стал верить в мудрость божественного плана.