Африка! Кокосы – бананы, слоны – носороги, сплошная экзотика.
Примерно такого рода мысли возникают у любого нашего человека при слове «Африка», возникли они и у меня в далёком 1985 году, когда мне предложили длительную загранкомандировку в юго – восточную часть Африки, точнее, в Народную Республику Мозамбик. Весной 1986 года, ожидания закончились.
Ну, здравствуй, Африка. Какая ты? Море солнца, утомлённой зелени и ярких красок. По взлётно – посадочном полосе бродят белые цапли, в воздухе висит непередаваемый аромат цветов, земли, каких - то пряностей, океана и ещё чего – то непонятного.
Почва здесь красно – бурая, вороны чёрно – белые и почему - то серые попугаи. Жарко и чувствуется, что солнышко здесь не наше, а, какое - то, более жёсткое. Даже в туркменской Кушке оно гораздо ласковее и мягче. Если ты не местный – без головного убора лучше на улицу не ходи. Солнечный удар - запросто.
Мозамбик - бывшая колония Португалии, когда – то неплохо было развито сельское хозяйство, сильно разрушенное гражданской войной. Правящей партии ФРЕЛИМО противостояла партия РЕНАМО (партия национального сопротивления Мозамбика). Гражданская война всегда отличается особой жестокостью, часто бессмысленной и не всегда понятной для посторонних. Всего этого хватало и в Мозамбике.
Сначала был городок Боане недалеко от столицы Мапуту, а в конце 1986 года я попал в провинцию Ньяса, в 150 км от нашего городка находилось давшее название провинции огромное озеро. Озера мне не довелось увидеть, однако я ещё из школьной программы помнил, что оно очень большое и во многом уникальное.
Мы приехали в Мозамбик для оказания интернациональной помощи в качестве военных специалистов, а не туристами, поэтому жизнь наша там была строго регламентирована, для охоты и рыбалки ни времени, ни возможностей особо не было. Но многое в жизни решает случай, надо только к нему быть готовым. Так же и у нас.
Так вот о рыбалке. За городком Куамба, административным центром района, течёт речушка с каким – то мудрёным наименованием на местном, не то ангони, не то малави, диалекте, приток довольно крупной реки Лурио, впадающей в Индийский океан. По дороге на полигон и обратно, мы по мостику дважды в день пересекали эту речку.
В засушливый сезон шириной она была метров 5 – 10, после дождей тихая и узенькая речушка превращалась в бурный поток шоколадно – красного цвета шириной около 50 метров. Крокодилы в ней не водились, слишком мала, однако именно здесь я стал свидетелем, на первый взгляд, странного события.
В тот день половина жителей ближайшей деревеньки толпилась на берегах речки, а вторая половина кого – то пыталась поймать непосредственно в воде. Стало интересно. По португальски мы уже умели объясняться более – менее прилично, так – как работать приходилось в основном без переводчика, который чаще всего находился при старшем группы. Кого ловите, спрашиваем. Местные отвечают, что ловят они кого – то, а кого, совершенно непонятно, потому, что в ответе они используют своё местное название этого животного. Мы с товарищем, с которым вместе шли на занятия, решили на пять минут задержаться, время позволяло. Местный старейшина нам говорит, что двух зверей они уже поймали, мы можем посмотреть. Большие звери – то? Большие, очень большие. Интересно, может бегемоты, хотя какие тут бегемоты, они не поместятся в такой речке.
Каково же было наше изумление, когда мы увидели их трофеи. Это были, какие – то, водяные грызуны, вроде бобра или нутрии, только поменьше. И из - за этих «морских свинок» вся деревня, сотни три людей, устроили эту облаву?
Какое этому объяснение? Простое, жизнь на грани голода, недостаток белковых продуктов. Это в Америке и Европе негры под два метра ростом, а здесь метр шестьдесят и сорок пять килограммов веса. Рыбу в реке, кстати, местные ловят очень редко, бреднями и вентерями из лыка какого - то дерева и проволоки.
Наблюдая за той охотой, я обратил внимание на многочисленных рыбёшек, которые выпрыгивали из воды, потревоженные шумом, производимым охотниками на «морских свинок». Были они разных видов, в том числе какие – то сомики, но больше всего было рыбок, немного похожих одновременно и на плотву, и на окуня, и на карпа. Цветом чешуи – на плотву, полосами и формой спинных плавников – на окуня, а формой тела – на карпа. Это была одна из многих разновидностей тиляпии.
Вот бы её поймать! А что, леску (0.24мм) и крючки я привёз из Союза, кусочек свинца – от старого аккумулятора взять в аккумуляторной мастерской, поплавок – из сухого корешка прибрежного дерева. Удилище? Вокруг растёт куча разных видов бамбука, от 4 до 30 метров, только выбирай. Всё подготовил, оснастил леску, срубил бамбуковый прут. В этой же бамбуковой рощице у речки я и оставлял свою удочку. Никто её не трогал.
На что будет клевать эта тиляпия? Дождевые черви что – то не попадались, хлеба самим не хватало, перловка – диковинка для этих мест. Решил попробовать ловить на кузнечиков и термитов, а прикармливать крутосваренной кукурузной кашей, мамалыгой, по местному «масарокой». По пути на полигон бросал горсть этой масароки в понравившийся омуток, рыба проявляла явный интерес. Через недельку решил попробовать половить, для начала на прикормку, хотя и кузнечиков и термитов тоже захватил.
Рыбачил утром, по дороге на полигон, когда была такая возможность, а она была не каждый раз. По времени рыбалка продолжалась не больше 10 - 15 минут. За это время удавалось поймать 2 – 3 рыбы, весом от 100 до 400 грамм. Поклёвка была решительной, сопротивлялась рыба упорно, в этом отношении тиляпия чем – то похожа на линя. Колючая, однако, и запах не как от нашей рыбы, хотя запах этот от здешней воды.
Рыбу всегда отпускал. С товарищами поговорил, есть её они не хотели. В тех краях было очень распространено заболевание, передаваемое пресноводной рыбой, когда в одной из четырёх фаз своего развития зараза попадала в организм человека. Шистисомоз называется. Если не лечить, через полгода можно выносить. Поэтому рыбу я не брал, хотя и знал, что при термической обработке паразиты гибнут.
Между тем подошло время отпуска. Самолёт Ан-26 пролетая по кругу, по всем гарнизонам, где были советские военные специалисты, забирал всех отпускников. Что было в этом полёте интересного, так это встреча с друзьями, а также, хоть и кратковременная, но, всё – таки возможность посмотреть на другие регионы Мозамбика. Страна – то немалая.
Что касается рыбалки, так это то, что в городе Тета на берегу реки Замбези наши ребята показали свои рыболовные трофеи. Это не чета моей тиляпии. Главный трофей – крупная рыба «зубатка» с полным ртом здоровенных зубов, как клыки у судака. Как я сейчас думаю, видимо это какая – то разновидность тигровой рыбы. А тогда я подумал, что может и на нашей речке такие «зубатки» водятся?
Из отпуска привёз десяток крупных крючков, несколько стальных поводков и гэдээровскую леску "дедерон" диаметром 0.3мм. Соорудил вторую удочку, живцовую.
В качестве живца использовал мелких тиляпий, пойманных накануне, я их сохранял на кукане из лески. Несколько раз кукан кто – то обрывал. Это могли быть и хищная рыба, и вараны, и аисты - марабу, и, какой – нибудь, местный зверёк.
За весь последующий период до моего отъезда хищник трижды брал живца, но каждый раз обрывал леску, два раза мне удавалось увидеть взявшую рыбу. Было это, как мне помнится, в декабре, по большой воде, после окончания первых, самых сильных дождей.
Первый раз взял какой - то сом (их там несколько видов), крупная рыбина, длиной около метра, я его подвёл довольно близко к берегу и немного рассмотрел, а потом он завёл леску за корягу и оборвал.
Второй раз попалась другая рыба, эта не вниз давила, а выпрыгивала из воды и была похожа на эту самую «зубатку». Она была заметно меньше сома, но очень резвая и прыгучая, оборвала леску на узле выше поводка, а жаль.
Вот такая была моя почти рыбалка в Мозамбике. Не современный тур за трофейной рыбой, особо, конечно, не впечатляет, но воспоминания остались. Была бы возможность, можно бы и совсем по другому порыбачить. Но, что было, то было, а чего не было, того не было. Иногда вспомнишь, размечтаешься, вот бы туда сегодня, с современными снастями и приманками, в компании друзей - товарищей…
Жаль, что в одну воду нельзя войти дважды. А с другой стороны, не так он и нужен нам берег африканский, может лучше на Обь махнуть, а? Ведь здесь тоже клёво!
Фотографии взяты из открытых источников.