Найти тему

Капитализм, общество и моё маленькое хобби

Я как-то говорил, что одно из моих любимых хобби – настольные игры. За выходные я столкнулся по этой теме с двумя событиями, которые, на мой взгляд, очень показательны для современного общества. На мой взгляд, эти ситуации можно спроецировать вообще на любую отрасль. Возникающие вопросы к людям все равно одни и те же – «Что у вас в голове?» и «Кого вы защищаете?».

Ситуация номер один. Один из крупных продавцов настольных игр, компания «Единорог» в социальной сети «Вконтакте» опубликовала плач Ярославны. Кто бы мог подумать – указывается в конкурентной борьбе ваш «партнер» может вас «кинуть». Никогда такого не было – и вот опять. Вообще случай показателен для адептов «свободного рынка», «свободной рыночной конкуренции» и прочей белиберды. Вот без всякого государственного влияния более крупный участник рынка давит более мелкого. Но сама статья – скучна. Это самый банальный пример капиталистических отношений. Ну, то, что называют «невидимая рука рынка». Просто в данном раскладе она видимая. Интересно начинается в комментариях. Интересно наблюдать, как на подобные вбросы реагирует сообщество:

1. «Зачем вы выносите сор из избы?». Вообще вопрос неплохой. А действительно – зачем? Предать огласке? От обиды? От бессилия? Правда, вопрошающие, скорее всего, вообще не понимают что несут. Это скорее просьба «ой, а давайте вы сами разберетесь, а я продолжу играть». Не не не. Пусть, выносят. Пусть клиенты посмотрят, как устроена конкурентная борьба. А то будут вещать о том, как просто «рыночек порешал».

2. «Мы за вас, держитесь» За кого? Вы тут что защищаете? Одного капиталиста от другого? Это смехотворно. Один вырос и пытается выкинуть с рынка другого – это происходило и будет происходить всегда. Ну, предположим сейчас все как «поддержат» и первый уцелеет. А дальше что? Вырастет и займется тем же самым? Да. Именно так и будет и никак иначе. Потому что капитал – самовозрастающая стоимость.

3. «Больше в этот магазин ни ногой». Ага. А еще на зло маме – отморожу уши. Мы же всячески поддерживаем тему авторских прав? А это значит, что если тот или иной продукт производит только одно издательство – у вас выбора нет. Будем избегать всей продукции? Давайте попробуем. Пройдет лет 5 – компания вырастет еще немного, выкинет с рынка еще нескольких игроков – и станет монополистом. Что делать будете? Заказывать из-за границы? Поддерживать тамошних?

Ситуация номер два. Выбирая подарки на новый год как себе так и близким – в очередной раз забежал проверить заказы на популярный китайский сайт и вспомнив о своем хобби – решил посмотреть что они предлагают в этой сфере. К своему удивлению нашел несколько копеечных вариантов относительно раритетных или тупо переоцененных у нас игр, которые там стоят вполне вменяемые деньги. Разумеется, возник вопрос – «А есть ли смысл заказывать там?» и с этим вопросом полез на профильные форумы в поисках ответа. И что же я там нахожу:

1. «Ой, там китайское качество» - справедливое замечание, но не без нюансов. Разумеется вам могут продать грубую подделку. Но печать и производство оригиналов осуществляется тоже в Китае. Может быть, даже на том же заводе что и оригинал. Из тех же материалов. Да, риск есть и он заметен. Но всё же это только вопрос качества продукта, а не каких-то более эфемерных сущностей из примеров пониже.

2. «Я за оригиналы, это подделки» - самая идиотия. Настольная игра физически это отпечатанный картон, пластиковые фигурки и наборы карт. Всё. Да, есть еще работа автора. Математическое обоснование, разработка механик, тестирование и всё такое. Но вот смотря на коробку стоимостью около семи тысяч рублей и зная, что внутри только пластик, картон, бумага и мысли автора, я больше чем уверен что 70% стоимости этой коробки – стоит воздух в ней. Ну или более точное – прибыль издателя.

3. Развитие предыдущей мысли «Если поддерживать такие продукты, то авторы перестанут делать игры – это станет невыгодно». Вообще разумно. Тут мы упираемся в такой термин как «авторские права». Классная вроде вещь, да? Нет. Дело даже не в стоимости. Авторские права – глобальный тормоз развития мировой культуры и инноваций. И сейчас это заметно как никогда – стоит только посмотреть на мировой рынок кинематографии, где студии тепло присели на франшизы, на которые у них есть права и производят дрянь. Мы никогда не увидим другой взгляд на Звездные войны или Джеймса Бонда кроме того, которые есть у владельца авторских прав. Как это влияет на настолки? Да, в общем-то точно также. Вы сможете поиграть только в ту игру, в которую вам разрешат. Кончился тираж? Ну, всё, иди на барахолки. Официально никто не имеет права напечатать этот набор картона в обход владельца авторских прав. Неофициально? Конечно можно, но для качественной работы денег придется потратить больше чем за официальную копию. Ну и так к слову – авторские права в данном случае, как правило, принадлежат не автору, а издателю. Следовательно, кого вы поддерживаете? Автора или его начальника – мне не понятно.

И так два вопроса из вступления. «Кого вы защищаете?» Видимо предпринимателя и его прибыль. Другого ответа я не вижу. Зачем? Ни малейшего представления. Видимо, чтобы твердо знать кому и сколько заносить денег. «Что у вас в голове?» . А тут проще - в голове идеи рынка как всеобщего блага и авторских прав как … не знаю чего. Мы защищаем, то чего у нас нет, и никогда не будет. Мы защищаем тех, кому плевать на нас. Отстаиваем чужие права, которые идут вразрез с нашими собственными интересами и интересами общества. Зачем мы это делаем? У меня ответа нет.