Найти тему
Путеводная звёздочка

Интервью с Юрием Загладышевым, автором журнала «Путеводная звёздочка»

Оглавление

Юрий, представься, пожалуйста, расскажи о себе.

– Юрий, женат, отец троих детей. Мальчик 10 лет, девочка 8 и мальчик 4 года.

Как ты попал в журнал?

– Я сначала попал в Клуб Живой Дом, случайно-неслучайно. Влившись в коллектив, я видел создание журнала воочию: как мои со-клубники вынашивали идею, дошли до дела и выпустили первый номер.

Журнал «Путеводная Звёздочка» для осознанных детей и их родителей. Кто такие осознанные дети?

– Так же, как и взрослые, которые отдают себе отчёт, что и зачем они делают.

Есть такие дети?

– С какого-то возраста вполне. Точно не скажу, с какого, но наблюдая своих, думаю, что где-то лет 8. Может быть, и раньше. Со старшим сыном в 8 лет можно было на эти темы разговаривать. Он отлично понимал, и ему становилось лучше, когда мы разбирали взаимосвязи.

Не просто говорили: «Делай так!», а вместе размышляли. Надо ставить перед детьми вопросы: зачем ты это делаешь? Чтобы что? Учишься зачем? Иначе потом они привыкнут не задавать вопросы и будут управляемыми.

В какой рубрике ты участвовал?

– «Мужской разговор», я рассказывал о своём взгляде на дружбу.

На твой взгляд, чему сейчас важно научить детей?

– Человечности. Я считаю, что в дошкольном и младшем школьном возрасте не нужно делать акцент на предметную составляющую, на развитие ума в чистом виде. Перекос нашей цивилизации явно в эту сторону.

Детей следует учить семейным ценностям, отношениям. Правильное чувствование себя и окружающего мира, представление о мире и своём месте в нём, взаимоотношения с миром – это важно.

Для этого нужно больше проводить времени на природе, с животными, в естественном окружении.

– Это задача родителей? Или не только?

– В первую очередь, родителей. Сколько детям ни говори, в словах толку мало. Нужен пример! Если ты проводишь время на природе, общаешься с животными, не ешь несъедобное, тогда и дети тебя копируют. Важно демонстрировать человечность в семье, особенно когда тяжело и хочется проявлять животную сторону. Тогда нужно взять себя в руки и проговорить, выразить свои чувства. Так что родители дают пример однозначно, но не только они. Важно общество.

Задача родителей создать детям среду общения, в которой доминируют общечеловеческие ценности.

Фотография взята с личной страницы: https://www.facebook.com/pg/zcarving/photos/
Фотография взята с личной страницы: https://www.facebook.com/pg/zcarving/photos/

– Как родители смогут создать такой ближний круг?

– Через свои связи. Нужно знакомиться с родителями сверстников своих детей. Если они исповедуют те же ценности, то это будет распространяться и в следующее поколение. Мы делаем так. У нас образовался круг знакомств по интересам. В общеобразовательную очную школу мы не ходим, учимся удалённо, а социализация происходит на таких встречах, выездах. Когда-то в будний день, когда-то в выходной, иногда уезжаем на большее время, неделю или две. Главное, чтобы там было то самое общество, которые разделяет наши цели и ценности.

Что родители обязательно должны дать ребёнку, а что второстепенно?

– Обязательно научиться быть человеком. Это фундамент, без которого остальное не имеет ценности и смысла.

Иначе получается демонический строй психики, когда человек умный, но у него разорваны связи с высшим началом, ведущим человечество в правильном русле. Если человек воспитан в отрыве от этого, каким бы развитым он ни был, он негармоничен.

Нужно помочь ребёнку почувствовать эту связь.

А с точки зрения образования, важно раскрыть желание учиться и вывести ребёнка на режим самообучения. Можно дать базовые методики и техники обработки информации, но главное, чтобы у него был интерес.

– Могут ли родители привить этот интерес?

– Конечно! Сами или с помощью педагогов, общества. Возможны варианты, но отслеживать этот процесс, УПРАВЛЯТЬ им – прямая обязанность родителей.

С чего начать родителю, который после интервью решит осознанно заниматься со своим ребёнком? Можешь дать рекомендации?

– Я бы посоветовал обратиться к трудам двух людей.

Сторожев Анатолий и его Лаборатория Целостного Образования. Александр Михайлович Лóбок и его труды – «Вероятностный мир» и «Другая математика».

Это подход к образованию, в котором интерес ребёнка первичен.

Всё построено на этом. Нет строгого учебного плана. Понятно, что будем заниматься, например, математикой, но чем именно – неизвестно. Каждый урок открывается диалогом с детской аудиторией. Основываясь на репликах и высказываниях, педагог раскручивает тему и направляет в математическое русло. Богатый арсенал учителя позволяет вынимать тему по ситуации, основываясь на интересе ребят. После участия в семинарах я проникся обеими методиками.

– Приведи, пожалуйста, пример.

– Как-то в разговоре мы вышли на географию, спросив, где живут пингвины. Дети тут же нашли географическую карту – посмотрели. Здесь! Педагог поддержал вопросами: «Как вы думаете, это далеко? Дальше или ближе, чем…». Сразу подняли тему солнечной системы, диаметра земли, длины экватора, кривизны расстояний на карте. Обсудили понятие масштаба. Ребята за рулеткой сбегали, посмотрели на карте шкалу масштаба, прикинули расстояние на рулетке, на стене. Очень много тем было вынуто из «пингвинов».

Интересно было всем, никто не зевал.

Все, отталкивая друг друга, бежали к карте. Но, какие темы затронуть, заранее не знал никто. При таком регулярном подходе у детей складывается обширное мировоззрение, которое остается навсегда.

Могут ли родители сами подготовиться по этой методике?

– Да. Семинары Александра Михайловича на это и направлены. Он не работает с детьми отдельно. Это принципиальный подход, Всегда занимается ребёнок и родитель. Родитель присутствует, смотрит, слушает, впитывает, участвует.

То есть он обучает учителей в лице родителей, которые будут преподавать?

– Да. При этом родитель необязательно будет преподавать другим детям, возможно, только своим. Смысл в том, чтобы родитель понял и освоил. У меня ушло, наверное, 5–7 встреч, чтобы проникнуться. До этого я прочитал книгу, а на практике глубинно прочувствовал принцип этого подхода. А потом принялся за накопление арсенала.

– Личная практика дома?

– Личная практика, наблюдения мастера. Плюс Александр Михайлович ведёт регулярно семинары для педагогов и родителей, которые хотят углубиться в процесс, это уже без детей.

Анатолий Сторожев ведёт другой проект, например, Бархатная Школа. Раз в год, традиционно первые 2 недели сентября, проходит выездная школа, где он являет свою методику.

Туда тоже принципиально не отправляют детей одних, это семейное мероприятие. На нём присутствуют родители, которые обязательно участвуют во всех активностях, таким образом впитывая этот подход и расширяя своё мировоззрение.

– Смысл Бархатной Школы научить родителей быть учителями собственным детям?

– Я бы сказал, показать родителям, как можно ещё. Это называют альтернативным образованием. Можно ругать существующую систему образования, а можно создать адекватную альтернативу. Эти два человека такую систему являют, на собственном опыте могу поручиться. Насколько вам это подходит – можно только лично проверить.

– Чего в наш век возможностей не хватает детям?

– Информационного поля, которое бы их воспитывало и прививало не дегенеративные интересы.

Если заглянуть в телевизор, рекламу в интернете, там сплошное насаждение ненужных потребностей и чуждых жизненных ориентиров.

Если этим процессом не управлять, то дети будут деградировать.

Не хватает уверенности, что можно отпускать ребят в медиа пространство без опаски.

– Расскажи о своих интересах, увлечениях.

– Мне нравится родительство, столько вопросов поднимает. Я сильно развился, став отцом. Нравятся семейные отношения. Осознание парности, когда становишься единым целым с женой и семьей, – интереснейший опыт. Мне нравится передавать полученные знания. Я в некотором роде сам учитель, в меньшей степени для своих детей. Это, кстати, довольно сложно быть родителем и учителем. Нужно уметь входить в роль учителя на время и потом из неё выходить. У меня плохо получается. Естественным образом, когда мы проводим активности с детьми, – да, но специально – нет.

Оксана, жена, тренируется так поступать. Мы перепробовали разные варианты образования, сейчас вернулись на заочное. Дети прикреплены к школе, сдают аттестации, но школьную программу проходят самостоятельно. Оксана с ними занимается, сейчас у неё стало получаться намного лучше. Это делает нас более взрослыми.

Легко наорать и раздать тумаков. А создать рабочую атмосферу, среду понимания, что и почему мы делаем, непросто. Когда получается – это окрыляет.

– А тебе самому нравится учиться?

– Да! Я вывел для себя:

Как только прекращаешь учиться – начинаешь деградировать.

Нельзя оставаться на месте, либо вверх, либо вниз. Нет покоя. И жизнь подбрасывает новые вызовы, интересы. Сейчас мне 38 лет, а учусь я интенсивней, чем 10 лет назад. Разбираться в себе нравится. Сейчас главное хобби – открытие в себе микрокосмоса, внутреннего мира. Пришло понимание, что внутри сравнимо, если не больше, с тем, что снаружи. Оксана тоже занимается исследованиями своего микрокосмоса, но по-другому. Однако точки пересечения есть. Одно и то же, только разными техниками.

Мне повезло, что мы встретились и поженились, потому что есть общие интересы, мы вместе развиваемся.

Я считаю обязанностью мужчины отвечать за духовную эволюцию семьи. Сначала сам, а потом своим примером подтягивать жену и детей. Пример обязателен!

– Кстати, о примерах. Ты много читаешь, твои дети тоже любят читать?

– У нас традиция семейная – книжка на ночь. Я зарабатываю на жизнь, трудясь в офисе, и прихожу домой обычно поздно. В 9-10 часов вечера. Если на что-то времени не хватает, то книжка на ночь обязательна. Полчаса - час читаю с детьми книгу. Иногда сам, бывает, дочка читает страничку, что занимает много времени, но это стимул. Старший сын недавно начал читать много.

Наша практика вечернего чтения работает. Без принуждений книги становятся частью жизни.

Вот и сын зацепился за большие книги. Сначала брал детскую фантастику, сейчас – Гарри Поттера. Это произведение считаю не совсем благостным, но и не полным барахлом, будет, о чём со сверстниками поговорить. Дней за 5 он проглатывает пятисотстраничные тома. Роман засасывает, идут образы, картинки. Проявился вкус к чтению, и это прекрасно. Будут и другие. Я формирую домашнюю библиотеку, чтобы дома были стоящие бумажные книги.

– Домашнее образование, видимо, оставляет время и силы на то, что интересно?

– Именно. Утром несколько часов они с сестрёнкой занимаются. Например, английский по скайпу, или задания на Учи.ру, или онлайн занятия по школьной программе, соответствующей их возрасту. Потом с мамой разбирают задания по английскому, математике или ещё чему-нибудь. Это и есть их обязательная ежедневная учебная деятельность. Дальше они могут читать книги, идти на музыку или на танцы. И идут полные сил, интереса, а не измученные школьным днём. И это при сравнимом выхлопе эффективности прохождения материала, что показывают аттестации.

Да, домашнее обучение даёт время и балансировку.

– Как ты относишься к физическим активностям?

– Мне нравятся мотоцикл, сноуборд. Этими двумя вещами я занимался серьёзно. Сначала увлёкся сноубордом, а потом карвингом на сноуборде – это жёсткий сноуборд в стиле Extreme Carving. В 2005 году мне попалось видео швейцарцев, которые так легко двигались, красиво, необычно, что меня это вдохновило. У меня был долгий путь в этой области, и за 7 лет я научился так же кататься. Добился больших успехов, на мировой уровень с товарищами вышли.

Фотография взята с личной страницы: https://www.facebook.com/pg/zcarving/photos/
Фотография взята с личной страницы: https://www.facebook.com/pg/zcarving/photos/

В сноубордических кругах мы известны стилем катания – Russian style Экстрим карвинга. Наш Сайт velvet pro и мой проект Z Carving. Но в какой-то момент кататься самому мне стало неинтересно. Тогда я начал обучать этому людей и раскрыл себя как преподаватель.

Веду сноубордические курсы. Сейчас я понимаю, что занятие сноубордом – часть моего духовного развития.

Если принять гипотезу, что человек – триединство тела, души и ума, то наша система образования делает фокус на развитии ума, вызывая отождествления себя именно с умом. Когда такое отождествление произошло, вырваться из этой иллюзии можно через телесные практики. Придётся вновь знакомиться с собственным телом.

Раньше я его совершенно не чувствовал и плохо контролировал. Сноуборд решил эту задачу, и дальше вывел меня на вопросы душевного плана.

Занятия на сноуборде ты проводишь со взрослыми?

– Исключительно! С детьми не занимаюсь. Более того, считаю, что сноуборд не стоит детям давать, потому что он развивает асимметрию. Лет до 15–16 я бы не стал этим заниматься, чтобы тело не травмировать. Симметричным должно быть развитие. К тому же, это неестественное положение. Две связанные ноги – абстракция, которую изобрёл человек.

Фотография взята с личной страницы: https://www.facebook.com/pg/zcarving/photos/
Фотография взята с личной страницы: https://www.facebook.com/pg/zcarving/photos/

Детей и подростков нужно воспитывать в условиях, максимально близких к естественным. Можно взять ролики или горные лыжи, когда все конечности свободны, и тело используется так, как задумано Создателем.

– Какие ещё активности ты посоветуешь детям для понимания своего тела?

– Лёгкую атлетику, азы гимнастики и акробатики. Батут – идеально. Не нужны сложности, опасные распрыги.

А простые сальто вперёд, назад, винт будут полезны и детям, и взрослым. Они снимают блоки, страхи, делая тело гибким, выносливым. Полезно сдавать нормы ГТО. В них и соревновательный момент, и составлены они хорошо: пробежал за столько, подтянулся столько, прыгнул столько.

Честное соревнование разных возрастных категорий. Мы на наших сборищах и выездах с детьми практикуем сдачу норм ГТО.

– Что бы ты пожелал читателям «Путеводной Звёздочки»?

– Делать всё сознательно, всегда задавая вопросы: зачем я это делаю? Куда иду? Какой в этом смысл? Какая цель моей деятельности? Это путь к тому, чтобы управляемо подходить к своей жизни, к происходящему, а не идти стадом туда, куда ведут.

Беседовала Груслада (автор, редактор и создатель журнала "Путеводная звёздочка")

-5