Найти тему

Расставим все бемоли над нотами.

Недавно сидели на кухне у подруги, маленькой компанией, пили чай. Все очень уставшие. Говорили разговоры за жизнь. И после темы, какая машина лучше, я спросила одного парня: «Что заставит тебя слушать классику и пойти на концерт классической музыки?» Он, почти бессознательно, выдал: «Ну не знаю... Это должно быть модно...»

Как же он прав... 

Но потом он добавил: «А куда вообще идти? Ведь не понятно. Ну, вот тебя знаю. А куда ещё? Что там будет: хорошее, плохое?» 

И тут тоже прав. 

Почему-то большинство людей считают классическую музыку элитарной, дорогой, слишком возвышенной и слишком сложной. 

Итак, по порядку. 

🎶Элитарная и дорогая. Сразу складывается образ очень успешных людей, которые могут позволить себе вечерком заскочить в Большой или на Мацуева. Совершенно не факт, что такие люди поймут всё, но сториз в инсте будет а ля лухари. 

Давайте подумаем рационально. Билет на концерт или в театр может стоит недешево, потому что в симфоническом оркестре играет около ста человек, в хоре стоит человек 60-70. Если это опера, то есть декорации, свет. Ещё есть пианисты и педагоги, которые занимались разучиванием материала с певцами. Если концерт из одного или двух человек (пианист + вокалист, скрипач или ещё кто-то), то существует аренда зала и время подготовки артистов. Все эти люди учились около 9 лет, не считая музыкальной школы. Почему за их работу, да творческую, они не могут получать достойную оплату? 

Если задасться целью, можно найти очень бюджетные варианты. Есть скидки, дешёвые билеты. Можно ходить на учебные концерты. Там играют студенты, которые завтра будут выступать на крутых площадках. Вход бывает бесплатный, бывает за символическую деньгу (50—100р)

🎶Сложная. И да, и нет. Сложно, потому что никто толком не объясняет, уроки музыки в общеобразовательных школах отбивают хоть какое-то желание что-то узнавать. 

И потом, такая музыка далека от ритма жизни, мировоззрения и сознания современного человека. Бах писал в 17 веке, Моцарт в 18ом, Чайковский — вторая половина 19го. Чего мы хотим?! Мы с 2010 по 2020 десять раз поменяли мышление. 21 век — век высоких скоростей. 

Среднестатистический обыватель делит всю музыку на две части: классика и попса...

Зачем??? Если на то пошло классическая музыка — это музыка в эпоху классицизма с опреденной стилистикой. Это произведения Гайдна, Моцарта и Бетховена и их современников. Вивальди, Бах и Гендель — это барокко. Его ещё называют старинной музыкой. Верди и Вагнер — романтизм, Пуччини — веризм, Людовико Эйнауди —минимализм, Ханс Циммер —неоромантизм. Кстати, последние два живы. 

Наверное, правильнее описать всю музыку, которую мы называем классической словом «академическая». Но и это не совсем подходит. 

Попса? Возможно, это то, что по телевизору показывают. Это эстрадная музыка. Не забудьте рок-музыку, где множество жанров и некоторые из них не менее сложны, чем «классика», есть джаз с обязательной математически выверенной импровезацией, есть хип-хоп, реп, шансон, авторская песня...

Что я имею ввиду? Есть много, очень много жанров и стилей, но глупо делить все на чёрное и белое.

Но вернёмся к пункту «сложная». От прослушивания музыки, где много разных голосов сплетаются в одну мелодию, разнообразная гармония и ритм, мозг начинает «светиться». Это видно на томографе, в момент прослушивания, конечно. Загляните в лекции Татьяны Черниговской. То есть мозг усиленно работает. Чаще всего от «классики», как раз потому, что она подходит под описание выше. И мозг устает. И это нормально и объясняется и физиологией, и физикой.

Попробуйте посчитать это музыкальным ЗОЖем для мозга. Организм долго на чипсах не выдержит. Мозг тоже. Иногда нужен белок, но невозможно же есть только его, как и невозможно слушать такую музыку постоянно. Поверьте, даже музыканты этого не делают. Если открыть мой плейлист, то в заслушенных будет Pink, The Baseballs, Земфира, Би 2, Семён Слепаков, Аквариум и саундрек к скоро выходящему Ведьмаку. А ещё я смотрю Netflix! И все такие.

🎶Возвышенная. Музыканты — обыкновенные человеки. Нормальные. Да, на своей волне, но кто без профдеформации? 

Может, более эмоциональные, но проблемы, в большинстве своём, житейские. 

Почему-то сцена возводит между зрителем и исполнителем очень большую дистанцию, и музыкант становится менее живым и понятным.

Есть ещё кое-что. Отказ или игнорирование государства от такой музыки — шаг в каменный век. Она заставляет думать и чувствовать самому. У меня нет достаточного количества знаний, но могу сказать точно, что она влияет на мозг и является мощным психологическим инструментом. 

Помню, что в одном Макдональдсе играла «классика». Там объективно люди ели больше, чем в точно таком же на соседней станции метро. На Олимпиадах и Чемпионатах Мира «классика» способна сплотить людей. Когда, не дай Бог, случается что-то плохое, приглашают играть симфонические оркестры. 

Недавно у моего брата была свадьба. И жених с невестой входили под тему из «Щелкунчика» Чайковского. Может, не всем понравился выбор на 100%, но эта музыка обнажает души...

Тут должна быть яркая мотивирующая концовка. Но она у меня не придумывается.

Пожалуй, я хотела поделиться с вами мыслями, которые я не смогла сформулировать и изложить тому парню на кухне подруги в тот вечер.

Единственное, что я пока придумала — это пожелание вам быть более открытыми всему новому и одновременно верить себе и доверять своим чувствам и мыслям.

А ещё посмотрите выступление дирижёра Бенджамина Зандерса с TEDtalks.

P.S. Ах, да. Эта музыка может успокоить. А может вскрыть то, что вы даже не знали, что в вас есть. Рискнёте?