Найти тему
Татьяна Шарапова

Ах, вино, вино....

Оглавление
pixabay.com
pixabay.com
Лето 1540 года было обжигающе жарким в покрытых виноградными лозами холмах Бургундии, Франция. Настолько жарким, что “почти невыносимо”, согласно одному письменному отчету того времени.

На самом деле в тот год было жарко по всей Европе. В Альпах таяли ледники. Пожары бушевали от Франции до Польши. А в винодельческой стране Центральной Франции виноград увядал до изюма прямо на лозе, поэтому сладкое вино, сделанное из него, было сиропообразным и экстра-алкогольным.

Как правило, виноделы собирают виноград в самом конце сентября или в начале октября. Но в тот год им пришлось поспешить, чтобы снять перезрелый виноград с лозы на несколько недель раньше, чем обычно.

Теперь, почти 700-летняя запись даты сбора урожая из города Бон, в Бургундии, показывает, что ранние даты сбора урожая, такие как 1540 год, теперь являются равными для курса, благодаря изменению климата.

Ученые и историки сшили вместе летопись сбора винограда датами, восходящими к 1354 году. Они обнаружили, что температура воздуха прогрелась настолько сильно, и особенно за последние 30 лет, что виноград теперь собирают почти на две недели раньше своей исторической нормы.

” Мы можем ясно видеть реакцию винограда на повышение температуры", - говорит Томас Лаббе, историк из Лейпцигского университета. И эта реакция изменяет само вино.

pixabay.com
pixabay.com

История вина - это история климата

Вино в Бургундии встроено в "ткань" культуры. Виноград сортов Пино Нуар и Шардонне, которыми славится этот регион, выращивался здесь и адаптировался к точным климатическим условиям региона на протяжении веков.

Виноделы очень хорошо знают все стадии роста: внешний вид виноградных лоз до их распускания; внешний вид виноградных лоз, когда они созревают в течение долгих сезонов; и жирный, сахарный, ароматный изгиб винограда, когда он готов к превращению в вино.

Эта точка сбора урожая имеет решающее значение. Если виноград слишком долго висит на лозе, то в нем образуется слишком много сахара. А это означает, что вино будет более алкогольным, не самое тонкое чувство, которое заботит большинство виноделов в регионе.

Если слишком долго, то кислоты, которые дают вину некоторое ощущение во рту, могут распасться.

Недостаточно долго, и виноград, возможно, обретет не правильный баланс ароматных химических веществ, которые придают вину его характерные ароматы.

Виноделы тщательно отслеживают даты сбора урожая, причем некоторые записи восходят еще к Средневековью. В 1800-х годах ученые и историки поняли, что эти тщательные записи могут быть использованы для отслеживания того, как климат в разных частях Европы изменился с течением времени.

"Записи даты сбора винограда являются самыми длинными записями фенологии в Европе", - говорит Элизабет Уолкович, биолог из Университета Британской Колумбии, который изучает отношения вина и климата. “У нас есть эти сотни лет записей о том, какой была летняя температура, и мы можем использовать их как термометр.”

Даты сбора винограда отражают температуру, которую виноград ощущал в течение вегетационного периода, примерно с апреля до момента сбора. Если весна и лето жаркие, то виноград созревает быстрее и его нужно собирать раньше. Если они крутые, то все наоборот.

Историки климата также начали собирать древние сведения из других источников. Они сопоставили образцы данных по сбору винограда с записями, сделанными из древесных колец и длины ледников в Альпах. Они использовали подобные записи, чтобы выяснить, что большая часть Центральной Европы прогрелась во время средневекового теплого периода, примерно с 900 до 1300 года. Он остыл во время Малого ледникового периода, примерно с 15-го по 19-й века.

Историки видели, что в течение последних нескольких сотен лет температура колебалась вокруг, смещая тепло на короткие промежутки и охлаждая в других местах. Но в целом климат колебался вверх и вниз вокруг довольно стабильного среднего значения - до недавнего времени.

Виноградные лозы рассказывают историю недавнего потепления

Один из самых длинных и полных архивов историки смогли найти недалеко от центра выдающегося Бургундского винодельческого региона в Дижоне.

Но почти все виноградники рядом с городом исчезли в 1800-х годах, когда город расширился. Это означает, что записи не простирались в современную эпоху.

Но в Боне, городе, расположенном в 27 милях к югу от Дижона, большинство виноградников, которые выстраивались вдоль местных холмов в течение сотен лет, все еще активно производили вино. И в городе были архивы, так же забитые историческими записями, как и Дижон.

Итак, Томас Лаббе, историк из Лейпцигского университета, и его коллеги приступили к делу. В самый ранний период они нашли изящные книги на пергаментных листьях 1300-х годов в церкви Нотр-Дам в Боне. У церкви был небольшой земельный участок, на котором они выращивали виноград и делали вино настолько ценным, что продавали его купцам, которые снабжали им короля.

Каждый год кто - нибудь из капитула послушно записывал дату, когда они посылали рабочих на участок собирать виноград. И эта дата зависела от погодных условий в течение года. Исследователи читали страницы паучьего латинского письма и извлекали дату сбора урожая год за годом. Для последней части записи они прочитали заметки о заседаниях городского совета и газетные архивы, собирая воедино почти непрерывную историю, которая простиралась с 1354 года до 2018 года.

То, что они обнаружили, было абсолютным рекордом изменения климата. В Средние века и за их пределами, записи показывают короткие периоды тепла и иногда сверх-жаркие годы, такие как 1540.

Но с конца 1980-х годов теплота усилилась. Только за последние 16 лет восемь из них были одними из самых ранних дат сбора урожая, когда-либо зарегистрированных.

Это согласуется с опытом виноделов из этого региона. Обер де Виллен, содиректор легендарного Domaine de la Romanée-Conti, работает с вином с 1965 года. Нынешние условия, по его словам, беспрецедентны. Последние 30 лет были совершенно другими по сравнению с его ранним опытом.

“Мы находимся на передовой, чтобы посмотреть, что происходит с погодой, с климатом”, - говорит Виллен. "Колебания, которые мы имеем сегодня, более значительны, чем когда-либо раньше”.

pixabay.com
pixabay.com

Чтобы спасти вино, спасите планету

На данный момент более теплая температура не вредит виноградарям Бургундии. На самом деле, последние несколько лет жары привели к некоторым из лучших винтажей в недавней памяти.

Даже в этом году, во время жаркой волны, которая резко подняла температуру выше 100 градусов по Фаренгейту по всей Франции, виноградные лозы в Бургундии выжили, защищенные своими домами на высоких холмах и их широтном положении.

Дальше к югу последствия жары менее благоприятны. Этим летом в городах по всей Юго-Западной Франции виноградные листья горели на лозе, а чрезмерно напряженные плоды увядали.

Такого рода жара еще не установилась в Бургундии, но она, вероятно , придет, говорит Жан-Марк Тузар, винный ученый во французском Национальном институте сельскохозяйственных исследований.

“Мы можем предсказать, используя моделирование, даты сбора урожая в будущем”, - говорит он. “Мы можем сказать, что в 2050 году во многих французских винодельческих регионах сбор урожая будет происходить примерно около 15 августа, в разгар жаркого времени года, в разгар лета.”

Уже сейчас, когда во всем мире потеплело, содержание алкоголя в винах резко возросло с, примерно, 12 процентов в 1970-х годах до, примерно, 14 процентов сегодня, хотя это число варьируется от региона к региону. Часть этого, хотя, предпочтения винодела, говорит Грег Джонс, эксперт по виноградарству и ученый в Linfield College, но часть его заключается в том, что виноград созревает быстрее в жару. Чем больше сахара он накапливает, тем больше его превращается в спирт в процессе виноделия.

Знаменитые бургундские сорта Пино Нуар и Шардоне до сих пор находятся в безопасности. Но будущее гораздо менее определенно.