Найти тему
Diana Salyakhutdinova

Выбор профессии: почему среда вокруг нас решает эту проблему

Всем привет! Продолжим цикл текстов про выбор профессии и сегодня о том, как важна среда вокруг нас.

Российские и зарубежные исследователи говорят о том, что подростки часто обращаются за помощью в процессе профессионального самоопределения к родителям и ближайшему окружению. В зарубежных исследованиях связанных с родительской вовлеченностью в выбор профессии и вообще выбором последней часто упоминается социально-когнитивная теория карьеры, направленная на объяснение трех взаимосвязанных аспектов развития профессионального самоопределения:

  • Как развиваются основные академические и профессиональные интересы
  • Как делается выбор дальнейшей образовательной траектории и профессии
  • Как достигается академический и профессиональный успех

Помимо этого, она включает факторы интереса, способностей, ценностей, поддержки окружающей среды и то, что они могут влиять на поведение, связанное с выбором профессии.

Кроме аспектов и факторов, влияющих на выбор профессии, данная теория в себя включает три таких базовых блока:

Убеждения в собственной эффективности – личные убеждения человека о его способности выполнять определенные виды деятельности.
В отличие от уверенности в себе или самооценки – убеждения в самоэффективности относительно динамичны. Предполагается, что убеждения в собственной эффективности проистекают из четырех источников информаций – личных достижений, замещающего опыта (наблюдение за другими людьми в схожей деятельности), социальных убеждений, физиологического и эмоционального состояния. Подросток скорее выберет какую-то определенную область деятельности при наличии у него твердых убеждений в отношении самоэффективности в этой области .

-2

Ожидание результата относится к убеждениям о последствиях или результатах выполнения определенного поведения.
Например: подросток с более высокой вероятностью займется какой-либо либо деятельностью если видит, что его участие приведет к ценным и позитивным результатам (например, к привлекательным условиям работы, хорошему материальному вознаграждению и самоутвеждению).
-3

Цели – в данной модели они могут быть определены как намерения человека заниматься определенной деятельностью (цель выбора, например, заниматься химией) или достичь определенного уровня эффективности в ней ( цель, эффективности, например, получить 100 баллов на ЕГЭ и поступить в лучший ВУЗ).

Цели в выборе профессии значительной степени связаны как с ожиданиями самоэффективности, так и с ожиданиями результата: люди склонны ставить цели, которые согласуются с их представлениями о своих личных возможностях и результатах, которых они ожидают достичь, следуя определенному курсу действий.

В обновленной версии данной теории ее авторы объясняют, что контекстные переменные, такие как воспринимаемая поддержка от социально значимых людей может влиять на познавательные механизмы, связанные с развитием профессиональных интересов и целей.

-4

Исследователи предполагают, что поддержка в выборе профессии может влиять на доступ к учебному опыту (т. е. ролевым моделям, альтернативным возможностям обучения и способностям к производительности), что, в свою очередь, влияет на развитие убеждений о самоэффективности и, на выбор профессии с достижением различных профессиональных успехов.

Авторы теории высказываются о том, что поддержка в выборе профессии может смягчить влияние карьерных барьеров или препятствий в процессе профориентации, то есть люди могут испытывать карьерные барьеры, но чувствовать себя более эффективными для их преодоления при соответствующей поддержке со стороны значимых для них людей.