Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как Русская церковь разбогатела и получила власть во время монголо-татарского ига

Русская православная церковь во времена ига принадлежала Константинопольскому патриархату. Поэтому между церковью и властью Золотой Орды складывались очень интересные отношения.

С первым нашествием орды в период 1237-1240 гг. главой русской церкви был грек митрополит Иосиф, который сразу сбежал, как только начались неприятности. Есть версия, что его убили при нападении на Киев.

Многие священники погибали вместе со своей паствой, запершись в церквях. Так было с епископом Митрофаном во Владимире. Церковь несла огромные потери, исчезали епархии и храмы, нужно было как-то договариваться с новой властью.

"Оборона Рязани" Е.И. Дешалыт
"Оборона Рязани" Е.И. Дешалыт

Почти с самого начала ига церковь была освобождена от уплаты дани. В 1261 г. митрополит Кирилл устраивает епархию в столице Орды - в Сарае. В Орде даже были те, кто переходил в православие.

Кирилл добился неприкосновенности церковных владений от посягательств Орды. Города нищенствовали, церковь процветала. Период ига был одним из самых благоприятных для священников, поэтому многие из народа стремились попасть в церковные владения.

Со времен Чингисхана отношение к религиям было терпимым в Монгольской империи. Христиане занимали высокие должности, среди жен Чингисхана были христианки. С большим почтением относились к исламу и буддизму, как крупным религиям захваченных народов.

В ответ на лояльность церковь обязывали восхвалять власть Орды. В периоды военных действиях земли церкви подвергались грабежам, несмотря на закон о неприкосновенности. Тем не менее, иерархи были богаче светских властей.

Митрополит Алексий исцеляет Тайдулу, жену хана Узбека. Картина Я.Ф. Капкова
Митрополит Алексий исцеляет Тайдулу, жену хана Узбека. Картина Я.Ф. Капкова

С этого момента князья просили военной и финансовой помощи у митрополитов. Это похоже на ситуацию, когда короли Европы становились на колени перед папами римскими. В ответ церковь требовала расширения своих владений в княжеских землях. Власть митрополитов росла.

Должность митрополита Русской церкви была очень значимой. Русские и греческие иерархи соперничали между собой за это место, ведь доходы митрополии росли.

В середине 14 века был случай, когда митрополит Алексий являлся главой не только церкви, но и Московского княжества, пока рос будущий Дмитрий Донской. Митрополит мог спокойно закрывать храмы в неугодных ему княжествах. Стоит иметь в виду, что закрытие храма предвещало социальные конфликты, ведь религия была важна.

При Дмитрии Донском в церкви началась "игра престолов". Донской хотел поставить митрополитом своего человека, а патриарх Константинополя своего. При каждом отправлении нового ставленника в Москву, Донской сажал его в темницу и угрожал расправой, если тот не покинет пределы княжества насовсем.

Монах Пересвет и Кочубей на Куликовом поле 1380 г. Картина М.И. Авилова.
Монах Пересвет и Кочубей на Куликовом поле 1380 г. Картина М.И. Авилова.

Только после смерти Донского митрополитом наконец стал грек Киприан, но Василий I требовал от него полной верности князю. В период своего правления, Киприан объединил некогда разорванные на части русские епархии. Наступила симфония светской и религиозной власти.

Храмы "росли как на дрожжах", потому что, с одной стороны церковь была освобождена от дани, с другой - нашествия кочевников повышали настроения о конце времен, что приводило людей в церковь.

В 1420-х преподобный Сергий Радонежский становится идеалом монашеской жизни - патриот и святой в одном лице. На основе его жизни сочинили Житие. К биографии святого приписали комплекс чудесных событий, так создали нового русского православного героя. До сих пор главной святыней русской церкви является Троице-Сергиева лавра.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву

Отношения между церковью и властью укреплялись. Иван III Великий сверг иго в 1480 году. Церковь к этому времени имела богатые земли и дворы, она стала полноценным негосударственным институтом власти.

Огромные богатства привели к великому спору, который существует по сей день - спор иосифлян и нестяжателей, о котором я напишу отдельную статью.