Найти тему
Ритм Евразии

«Сила Сибири»: экономика, геополитика и разворот на Восток

2 декабря Китай впервые в истории начал получать российский газ по газопроводу «Сила Сибири», торжественно запущенному посредством телемоста Владимиром Путиным и Си Цзиньпином. Несмотря на очевидную выгодность этого проекта для России, его оценки в экспертной среде разняться, и главным поводом для сомнений в целесообразности строительства газопровода являются перспективы окупаемости.

«Стройка века», которую «Газпром» начал пять лет назад, нередко сравнивается  с прокладкой газопровода Сибирь – Западная Европа в начале 1980-х гг. Его строительство позволило создать инфраструктуру поставок газа в Восточную и Центральную Европу, которая существует до сих пор и является одним из главных факторов развития торгово-экономических отношений между Россией и ЕС. Снабжение газом большинства стран бывшего социалистического лагеря до сих пор напрямую зависит от России. Значение «Силы Сибири» отнюдь не меньше. Новая газодобывающая, транспортная и перерабатывающая инфраструктура создается в восточных регионах страны, где ее ранее практически не было. А это придает «Силе Сибири» огромный экономический, геополитический и социальный вес.

Сырьевой базой для нового проекта служат два крупных месторождения – Чаяндинское в Якутии и Ковыктивнское в Иркутской области. Базовым для «Силы Сибири» является первое из них, открытое в 1983 г. Запасы Чаяндинского месторождения оцениваются в 1,2 трлн тонн кубометров природного газа и 61,6 млн. тонн нефти и конденсата. Но для заполнения газопровода его мощности не хватит. Ежегодно это месторождение будет давать 25 млрд. кубометров газа и 1,9 млн. тонн нефти, а пропускная способность «Силы Сибири» на китайском направлении составляет 38 млрд. кубометров в год. Восполнить недостающие объемы газа должно Ковыктинское месторождение, запасы которого составляют 2,7 трлн. кубометров газа и 90,6 млн. тонн газового конденсата. Как и Чаяндинское, в год оно будет давать 25 млрд. кубометров газа. Но газопровод до него дойдет только к 2022 г.

О необходимости строительства газопровода в восточном направлении, который снизил бы зависимость «Газпрома» от единственного покупателя газа в лице Евросоюза, где велико влияние антироссийски настроенных стран Восточной Европы, в Кремле задумывались давно. Подготовить проект газопровода из Якутии в Хабаровск и Владивосток В. Путин поручил «Газпрому» еще в октябре 20012 г. Тогда же в ходе конкурса было выбрано и название газопровода – «Сила Сибири». Вопрос, однако, заключался в том, кто будет покупателем поставляемого по этому трубопроводу газа. Газификация Сибири и Дальнего Востока – задача крайне важная, но число расположенных здесь промышленных предприятий невелико, и обеспечить большой спрос на газ они не в состоянии. Наиболее перспективный вариант – экспорт, но для этого необходимо вначале договориться с главным покупателем – Китаем.

А сделать это оказалось непросто. В 2009 г. КНР уже запустила газопровод из Туркмении, который прошел через территорию Узбекистана и Казахстана. Вложившись в строительство трубопровода и разработку месторождений, КНР закупает газ по низким ценам. Поэтому вопрос строительства «Силы Сибири» долгое время упирался в договоренности с китайской стороной. Поставлять газ по низким тарифам «Газпром» себе позволить не мог, поскольку строительство требовало больших инвестиций. Долгое время в то, что с Китаем удастся договориться, вообще мало кто верил. Тем не менее в мае 2014 года во время визита Владимира Путина в Китай проект газопровода «Сила Сибири» был согласован. Тогда же «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали договор о поставках 38 млрд. кубометров газа в год на протяжении 30 лет.

Строительство газопровода велось ускоренными темпами. В сентябре 2014 года «Газпром» приступил к строительству участка от Чаяндинского месторождения до Благовещенска протяженностью около 2200 км. Его линейная часть от месторождения до границы с Китаем была практически готова к осени прошлого года. В сентябре 2016 года «Газпром» и CNPC подписали контракт на строительство подводного перехода через реку Амур, сооружение которого с китайской стороны началось в апреле 2017 года. В мае был открыт временный пункт пропуска через границу доступа строительной техники и персонала в пограничной зоне. В мае 2019 г. российская и китайская стороны подписали акт приемки, подтверждавший готовность  перехода. 23 июля российский и китайский участки газопровода были соединены.

-2

По некоторым аналитическим оценкам, ввод в строй «Силы Сибири» – первый реальный шаг в рамках политики «поворота на Восток», провозглашенной Россией в 2014 г. после начала конфликта с Западом. Однако его запуск – действительно лишь первый шаг, поскольку конкурировать с западным направлением по объемам поставок российского газа Китай сможет еще не скоро. Поставки по «Силе Сибири» в КНР будут наращиваться постепенно и в 2020 г. составят всего 5 млрд. кубометров, в 2021 г. – 10 млрд., а в 2022 г. – 15 млрд. кубометров. На полную мощность газопровод выйдет лишь после того, как в него попадет газ с Ковыктинского месторождения. Для сравнения: в западном направлении «Газпром» в прошлом году поставил около 200 млрд. кубометров газа. Поэтому Евросоюз как главный рынок сбыта голубого топлива еще долго будет сохранять для «Газпрома» свое ключевое значение.

Для наращивания объема поставок надо строить «Силу Сибири - 2», ясности с которой пока нет. Проект строительства газопровода в Китай по западному маршруту через Алтай обсуждается давно. Соглашение о его строительстве было достигнуто еще в 2006 г. в ходе визита президента В. Путина в Китай. Но из-за финансовых и технологических сложностей проект был отложен. В ноябре 2014 г. между Россией и Китаем были даже подписаны меморандум и рамочное соглашение по западному маршруту. Однако на окончательные договоренности выйти так и не удалось. Не исключено, что в конечном итоге газопровод вообще будет проложен через Монголию. 5 декабря вице-премьер правительства РФ Алексей Гордеев по итогам переговоров В. Путина с премьер-министром Монголии Ухнаагийном Хурэлсухом сообщил, что эксперты трех стран изучат возможность строительства газопровода через Монголию в КНР.

«Монгольский» маршрут «Силы Сибири - 2» имеет ряд преимуществ. Первоначальный вариант маршрута, который должен был пройти через труднодоступные горные территории Алтая со сложным рельефом местности, может оказаться слишком сложным в техническом отношении и дорогим. А маршрут через Монголию пройдет в основном по степным районам и позволит доставлять газ сразу в наиболее густонаселенные районы Китая. Кроме того, он имеет ряд геополитических и экономических преимуществ, позволив связать Россию и Монголию общей инфраструктурой, энергетическими и финансовыми интересами. В результате РФ получит не только новый рынок сбыта, но и возможности нарастить свое политическое влияние в стране, где ее позиции после распада СССР резко ослабли.

Главная претензия к «Силе Сибири» со стороны скептически настроенных экспертов – проблемы с окупаемостью проекта, которая возможна лишь в отдаленной перспективе. Стоимость газопровода (1,1 трлн. руб.) действительно выглядит высокой. Но фактически это инвестиции не только в строительство газопровода, но и в социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. «Сила Сибири» позволит газифицировать массу населенных пунктов, а также создать сырьевую и энергетическую базу для развития местной промышленности. Только в Амурской области планируется газифицировать 38 тыс. домовладений и 33 котельных. Газопровод будет снабжать газом строящийся космодром «Восточный» и город Циолковский. На Амурском газоперерабатывающем заводе, первую очередь которого планируется запустить в 2021 г., планируется создать 3 тыс. постоянных рабочих мест.

Все проекты, подобные «Силе Сибири», на первых этапах имеют большие проблемы с окупаемостью, в связи с чем их реализация возможна лишь при активной поддержке государства. Похожие претензии в свое время предъявлялись БАМу, пропускной способности которой сегодня уже недостаточно, и встал вопрос о строительстве второй линии магистрали. Такое же будущее, вероятнее всего, ждет и «Силу Сибири», об окупаемости которой через несколько лет вспоминать уже не будут, а созданная в рамках этого проекта инфраструктура продолжит работать и приносить деньги.

Оригинал статьи размещен здесь