С ленд-лизовской техникой приходило множество полезных вещей, входивших как-бы в ее комплектацию. С грузовиками и танками, прямо внутри машин, приезжал очень качественный инструмент, фонарики, канистры, и много еще чего интересного.
Конечно до фронта это доходило редко, а радостно изымалось теми, кто технику распаковывал. Но кроме предметов из железа во всем, что ездило, была упакована форма танкистов или водителей, несколько комплектов разных размеров, в том числе и зимняя. От этих чудесных меховых кожаных курток и штанов нельзя было отвести глаз. Народ и до войны жил очень бедно, а в войну многие меняли вещи на еду, поэтому американская одежда была просто чудом и сказкой. Как только первый ленд-лизовские машины появились на заводе, руководство «Красного Сормова» во избежание злоупотреблений и спекуляции выпустило приказ – изымать всю одежду и прочие полезные вещи и распределять их, как награду между передовиками производства. Каждый предмет шел за одну награду: штаны- отдельно, куртки- отдельно.
Мой дед, ставший после торгпредства сначала начальником сварочного бюро, а потом- потом заместителем главного технолога завода, принес за какой-то успех в работе британские танкистские штаны, куртки ему не досталось. Эти штаны до сих пор хранятся в нашем семействе, а в детстве я очень любил в них влезать.
Штаны эти очень добротные, из грубой коричневой кожи с густым мехом внутри. Когда их надеваешь, ногам сразу становилось жарко, как будто влез в теплую ванну. Больше всего мне нравилось, то что по бокам от пояса до самого низа штанины шли крепкие мощные молнии. Если их расстегнуть, то в штаны можно войти, не снимая ботинок. Вместо пояса сверху к ним были приделаны удивительные подтяжки, полосатые, очень прочные и широкие. Внутри у пояса был пришит небольшой и неброский лейбл с размером и изображением Британской короны. По фасону штаны напоминали диковинные джинсы с карманами и клепками, только из грубой шкуры.
Как написано в разных источниках, во время войны многие иностранные рабочие, да и просто англичане и американцы сочувственно относились к борьбе советского народа, и хотели послать в Россию какой ни будь подарок. Часто в машинах и танках попадались кроме штатного имущества еще и бутылки с виски и коньяком или другие вещи. Иностранный рабочий тоже не дурак, и понимает, что если все сложить открыто, то до России презент не доедет. Ствол пушки у танка забивался специальным орудийным салом, похожим на вазелин, на время транспортировки. Иностранные пролетарии закрывали ствол со стороны затвора салом, а вовнутрь засовывали бутылки с виски и, опять сало с дульной стороны. Слух о том, что в пушках может быть вода жизни распространился мгновенно. В процессе перевозки до ствола никто не дотрагивался, дело пахло трибуналом, зато при расконсервации танка техники получали приятный сюрприз. Были такие случаи и на Сормовском заводе.