В Сбербанке серьезно обеспокоены ростом мошеннических звонков клиентам финансовых учреждений – злоумышленники все чаще используют методы социальной инженерии, чтобы получить доступ к деньгам жертв. Так, за 2019 год число таких звонков превысило 2,5 млн., при этом многие люди, столкнувшиеся с мошенничеством, не сообщают об обмане, что усложняет подсчеты. Для сравнения, еще в 2017 году от рук злоумышленников пострадало только 160 тыс. чел., сейчас это количество увеличилось в 15 раз, а методы защиты, как показывает практика, оказываются неэффективными.
Как телефонные мошенники обманывают клиентов банков?
Если еще пару лет назад для обмана клиентов использовались самые разные методы, включая внедрение вредоносного ПО и применение считывающих устройств в банкоматах, теперь методы социальной инженерии оказались в приоритете, вытеснив альтернативные способы. Мошенники действуют по стандартной схеме:
- На телефон клиента абонента поступает звонок «от банка», нередко используется механизм подмены номера.
- Злоумышленник представляется сотрудником службы безопасности крупного финансового учреждения, например, Сбербанка, и сообщает о проведении транзакции, вызвавшей подозрение.
- Чтобы отменить операцию, которую клиент не проводит, нужно назвать номер карты и другие данные, при этом действовать нужно очень быстро, пока транзакция не была выполнена.
- Также мошенник требует сообщить одноразовый код, который поступит клиенту в СМС.
Методы обмана могут незначительно отличаться, однако во всех случаях цель звонков – выведать платежные данные клиента, получить доступ к мобильному банку, завладеть денежными средствами.
Почему в 2019 году увеличилось число мошеннических звонков?
Банки России активно работают над безопасностью пользователей, поэтому возможность внедрения вирусных программ или установки в банкоматах доп. оборудования пресекается, мошенники вынуждены искать другие способы заполучить доступ к счетам клиентов финансовых учреждений. Бороться же с методами социальной инженерии довольно трудно, в их основе лежит, в первую очередь, психология, так как клиенты сами предоставляют злоумышленникам платежную информацию.
Также на рост мошеннических звонков влияет использование подменных номеров, идентичных номерам банков, что вызывает доверие со стороны пользователей. Центробанк за год заблокировал почти 5 000 таких номеров, звонки же совершались от 170 тыс. различных адресатов. Большинство номеров принадлежит Московской области и обслуживается в «Билайн». Воры начали использовать персональных консультантов для анализа систем безопасности финансовых организаций, освоив новые технологии.
Как защититься от телефонного мошенничества с банковскими картами?
Обезопасить себя от телефонных мошенников – задача, которая стоит перед каждым клиентом банка, поэтому следует запомнить, что сохранность собственных средств – в ваших руках. Специалисты по безопасности финансовых учреждений рекомендуют пользователям:
- не оставлять свой номер телефона на сомнительных сайтах;
- никому не сообщать данные своей банковской карты;
- никогда не называть коды из СМС, которые приходят на телефон;
- смотреть, кто является отправителем сообщения – банк или стороннее лицо;
- если звонят «представители банка» и сообщают о подозрительной операции, прервать соединение и самостоятельно перезвонить в банк по телефону, указанному на карте;
- если родственник или знакомый просит денег в долг, заранее свяжитесь с ним.
«Из-за несоблюдения элементарных мер безопасности сохранность средств на счетах оказывается под угрозой, в группе риска – пожилые люди, а также те, кто не слышал о подобного рода мошенничестве», – делятся представители Сбербанка.
Специалисты банков редко звонят клиентам, тем более – никогда не просят сообщить персональную информацию, включая номер карты или код из СМС. Если вам поступает такой звонок, продолжать диалог с мошенником не стоит – лучше самостоятельно перезвонить по бесплатному номеру горячей линии и уточнить информацию.