Один из российских дилеров ОАО "МТЗ" восстановил до идеального состояния выпущенный в 1969 году трактор МТЗ-5 "Беларусь". Ценный экспонат стал изюминкой Международной выставки сельхозтехники "ЮГАГРО-2019", которая в ноябре прошла в Краснодаре.
Как сообщили в пресс-службе ОАО "МТЗ", у пятидесятилетнего трактора, несмотря на почтенный возраст, исправно работают все системы, демонстрируя надежность и долговечность, свойственную технике марки BELARUS.
Напомним, МТЗ-5 относится к тракторам "Беларусь" первого поколения и является дальнейшим развитием минского колесного первенца - 36-сильного МТЗ-2, производство которого началось в 1953 году.
После первой значительной модернизации, завершившейся в 1957 году, трактор "Беларусь" стал выпускаться под индексом МТЗ-5. Данная модель отличалась применением более мощного 40-сильного двигателя Д-40К, десятискоростной коробки перемены передач (что позволило расширить диапазон скоростей от 0,82 до 20,75 км/ч), двойной муфты сцепления и независимого привода вала отбора мощности (ВОМ) и целым рядом других изменений.
В 1957 году в течение нескольких месяцев выпускалась модификация МТЗ-5К с раздельно-агрегатной гидравлической системой. С 1958 года начался выпуск тракторов МТЗ-5Л и МТЗ-5М с 45-сильными двигателями Д-40Л/40М и запуском соответственно с помощью пускового двигателя ПД-10М и электростартера.
Трактор МТЗ-5МС. Фото autowp.ru
С 1960 года с конвейера стали сходить трактора новых модификаций МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС, которые оснащались 48-сильными дизельными моторами Д-48Л/48М и были предназначены для выполнения различных сельхозработ на повышенных скоростях. На этих тракторах впервые появилась съемная кабина закрытого типа, которую легко можно было переоборудовать в полуоткрытую или в открытую кабину с тентом. Транспортная скорость возросла до 22 км/ч.
В конце 1950-х в Минске на основе "пятерки" был создан и первый трактор "Беларусь" с приводом на все колеса. Эта модель получила индекс МТЗ-7. Новый полноприводный трактор обладал повышенными тягово-сцепными свойствами и высокой проходимостью, что позволило расширить область применения "колесников" в сельском хозяйстве и кое-где даже заменить ими гусеничные машины.
С 1959 года серийно выпускались тракторы МТЗ-7Л и МТЗ-7М с 45-сильными двигателями Д-40Л и Д-40М. Годом позже начался выпуск новых модификаций МТЗ-7ЛС и МТЗ-7МС, оснащенных двигателями мощностью 48 лошадиных сил, а также съемными кабинами.
Производство колесных тракторов "Беларусь" первого поколения продолжалось в Минске немногим менее 10 лет: с 1962 года завод приступил к выпуску более совершенных МТЗ-50. А вот Южный машиностроительный завод ("Южмаш") в Днепропетровске (ныне Днепр) производил простые и надежные трактора МТЗ-5 еще целое десятилетие - вплоть до 1972 года.
Сергей ГРИЩЕНКО
Автобизнес
Фото автора и ОАО "МТЗ"