В десятке лучших стран, согласно указу президента РФ от 7 мая 2018 года, Россия должна оказаться в 2024 году. На сайте Минпросвещения опубликован план решения этой стратегической задачи, в котором фигурирует словосочетание «средневзвешенное место РФ». Что означает «войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования», как рассчитывается «средневзвешенное место» и как изменился этот показатель после объявления результатов PISA-2018 – разбираемся в нашей статье.
Методика расчета
В мае 2019 года приказом Рособрнадзора № 590 и приказом Минпросвещения №219 была утвержден документ «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», в котором в качестве универсального показателя, характеризующего место России относительно других стран, предписано использовать «Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)».
При расчете средневзвешенного места учитываются наиболее распространенные международные исследования, относящиеся к оценке уровня общеобразовательной подготовки школьников: PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (Международное исследование качества математического и естественно-научного образования) и PISA (Международная программа по оценке достижений учащихся).
Средневзвешенный результат рассчитывается по формуле:
F00 – средневзвешенное место РФ в группе международных исследований;
Xi – место РФ в i-м исследовании;
Ai – весовой коэффициент, который рассчитывается по формуле
Ai = 1 + 0,067 × (Xmax – Xi) / Xi
Xmax – максимальное из значений Xi.
X1 – PIRLS (4-й класс) по качеству чтения и понимания текста;
X2 – TIMSS (4-й класс) по математическому направлению;
X3 – TIMSS (4-й класс) по естественно-научному направлению;
X4 – TIMSS (8-й класс) по математическому направлению;
X5 – TIMSS (8-й класс) по естественно-научному направлению;
X6 – PISA по направлению «читательская грамотность»;
X7 – PISA по направлению «математическая грамотность»;
X8 – PISA по направлению «естественно-научная грамотность».
Средневзвешенное место России в декабре 2018 года
Для расчета базового значения средневзвешенного результата были использованы места, занятые школьниками РФ в следующих исследованиях:
PIRLS-2016 (4-й класс, 1-е место среди 50 участников);
TIMSS-2015 (математика, 4-й класс, 7-е место среди 49 участников);
TIMSS-2015 (естествознание, 4-й класс, 4-е место среди 47 участников);
TIMSS-2015 (математика, 8-й класс, 6-е место среди 39 участников);
TIMSS-2015 (естествознание, 8-й класс, 7-е место среди 39 участников);
PISA-2015 (15-летние, 26-е место по читательской грамотности, 23-е место по математической грамотности, 32-е место по естественно-научной грамотности среди 70 участников).
Результаты расчета приведены в таблице.
Таким образом, исходное значение средневзвешенного результата (средневзвешенного места) РФ в группе международных исследований качества подготовки школьников составило 14,5.
Средневзвешенное место России в декабре 2019 года
3 декабря 2019 года были объявлены результаты исследования PISA-2018. Следующее исследование PIRLS состоится в 2021 году. Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS прошло в 2019 году, но его результаты станут известны лишь в декабре 2020 года, поэтому в расчетах продолжаем опираться на итоги TIMSS-2015.
Исходные данные для расчета средневзвешенного места РФ по состоянию на декабрь 2019 года, а также результаты расчета приведены в таблице.
Примечание
В таблице представлены значения Xi, Ai и AiXi после округления до двух знаков после запятой, поэтому значение Ai для читательской грамотности по PISA-2018 записано как 1,00, хотя при округлении до четырех знаков после запятой оно составит 1,0043.
Значение средневзвешенного результата (средневзвешенного места) РФ в группе международных исследований качества подготовки школьников составило 16,1.
План Минпросвещения не выполняется
На сайте Министерства просвещения в разделе, посвященном национальному проекту «Образование», представлен план продвижения к цели – десятке лучших по школьному образованию стран. На картинке Минпросвещения приведены значения средневзвешенного места РФ в группе международных исследований.
Из приведенных расчетов следует, что к исходу первого года реализации плана наблюдается заметное отставание: вместо запланированного показателя 12,5 декабрь 2019 года принес скромное значение средневзвешенного места России – 16,1.
Надеемся, у Минпросвещения есть объяснение этой ситуации.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.