Рынок сельскохозяйственной техники, среди которой тракторы занимают довольно весомое место, напрямую зависит от поддержки государства. Благодаря введенной несколько лет назад политики импортозамещения отечественные машиностроители начали наращивать объемы выпуска техники. Здесь ключевую роль сыграла «Программа 1432», принятая в 2013 году Министерством сельского хозяйства.
Статистика 2019 года: уверенный рост производства
Согласно этой программе, отечественным производителям сельскохозяйственной техники получают субсидии от государства, которая возмещает затраты на производство и продажу продукции. Процент зависит от стоимости машин, и в 2019 году он составил 20-30%.
Благодаря такой поддержке, в 2019 году объемы производства российских тракторов увеличился на треть, а общий объем их поставок достиг 13 000 единиц. Здесь присутствуют машины всех мощностных категорий до 100 л. с. Среди них есть как отечественные машины, так и техника из Японии и Беларуси – двух ключевых экспортеров, поставляющих тракторы мощностью до 40 л. с., и от 40 до 100 л. с. Машины мощностью свыше 100 л. с. поставляются из Беларуси, но доля их реализации снизилась на 20%.
Лидерами по производству сельскохозяйственных тракторов в России стали компании:
· «Петербургский тракторный завод»;
· «Трактор»;
· «Ростсельмаш»;
· и др.
Но в конце года многие производители озабочены слухами об отмене «Программы 1432».
Прогноз развития рынка на 2020 год: введение новой программы субсидирования
По данным аналитического интернет-издания Milknews Правительство с 2020 года намерено перевести программу дотаций отечественного рынка сельскохозяйственной техники на рельсы доступной лизинговой программы. С этой целью Минсельхоз планирует использовать активы «Росагролизинг» – компании, полностью находящейся в собственности государства и занимающейся предоставлением льготных условий лизинга техники.
На сегодняшний день уже работает Федеральная программа льготного лизинга, которая позволяет работникам сельского хозяйства приобретать технику под 3,5% годовых на сумму от 400 000 рублей, аванс от которой составляет 20%. В будущем планируется создать ещё более приемлемые условия. В Правительстве было выражено мнение, что субсидии от государства пагубно влияют на чистую прибыль компаний и не способствуют конкуренции между производителями.
Минусы
Ассоциация «Росспецмаш» делает неутешительные прогнозы: в случае отмены «Программы 1432» расходы государства на поддержание новой программы кредитования будут выше, а ее эффективность может не оправдать себя. Анализируя сегодняшнее положение рынка, многие уверены, что доля российской техники на внутреннем рынке может снизиться в 2,5 раза. Это утверждение обосновано отсутствием полноценно функционирующих сетей лизинговых компаний в регионах, а также недостаточностью собственных средств у аграриев для приобретения техники в лизинг даже на самых лояльных условиях.
Плюсы
Но у внедрения государственного лизинга есть и положительная черта. Если программа будет реализована в своем первоначальном варианте, то это может стимулировать развитие лизинговой системы в регионах, привлечение иностранных производителей с последующим увеличением рабочих мест и снижение цен на сельскохозяйственную технику и самоходные машины.
На данный момент неизвестно, на каких условиях будет предоставляться кредиты на покупку сельхозтехники, будет ли она распространяться на иностранных производителей и коснется ли ключевого момента лизинга – передачи права собственности на технику по окончании уплаты полной стоимости. Многие производители уверены, необходим постепенный переход от одной программы к другой, чтобы основные сельхозтоваропроизводители смогли сориентироваться в ситуации, и программа смогла быть полностью реализована.
Будущее гусеничных сельскохозяйственных тракторов
Производство гусеничных сельскохозяйственных тракторов, несмотря на государственные программы поддержки, неуклонной падает. Более надежные и доступные колесные аналоги все больше и больше затмевают собой рынок. Но существует несколько производителей, которые считают, что внедрение инноваций смогут исправить положение этого сегмента.
Так на «Всероссийском дне поля» в Санкт-Петербурге Брянский тракторный завод представил новую модель гусеничного трактора с двигателем ЯМЗ, способного выполнять широкий спектр полевых, посевных и уборочных работ. Директор компании уверен, что существующий приоритет, отдаваемый колесным моделям – дань моде, и что техника на гусеничном ходу постепенно набирает популярность на отечественном рынке сельскохозяйственной техники.
Если у Вас есть, что сказать по этому поводу, то пишите в комментариях!